Мы представляем второй диск известной органистки из Германии Милены Арутюновой, посвященный музыке эпохи Реформации, а именно гениальной музыке Баха, Коттера, Бухнера, Изаака, Свеелинка, Отмайера, Преториуса, Резинариуса, Шлика и Нахтгалля. Глубокий музыкант и исследователь музыки Милена Арутюнова снабдила данное издание, как и предыдущее, собственными, совершенно уникальными текстами, представляющими совершенный, интереснейший труд на 30 страницах, способный стать отдельным выпуском в виде брошюры или даже книги.
«...В 2017 году мир отметил 500-летие Великой немецкой Реформации. Её значение огромно: она радикально изменила основы религиозной жизни, дала мощнейший толчок для развития европейской культуры в её нынешнем понимании, распахнула шлюзы потоку новых идей, сформировав помимо других искусств и музыку в современном смысле слова. Именно Реформация, а также новое европейское мышление, именуемое Возрождением, закрепили за музыкой её письменный характер и вывели её на концертные подмостки. 500 лет минуло с того дня, как монах-еремит и доктор богословия Мартин Лютер 31 октября 1517 года собственноручно высек на портале Шлосскирхе в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Тезисы содержали жесточайшую критику католической церкви, краеугольным камнем которой стал протест против широко практиковавшегося в католицизме приобретения личного спасения за деньги (продажа индульгенций). В полемике с Ватиканом будущий глава протестантизма сформулировал свои пять знаменитых „sola“: согласно которым не за мзду, но лишь верой единой (sola fide), лишь по благодати Божьей (sola gratia), живя лишь сообразно писанию (sola scriptura), лишь во Христе (Solus Christus) и лишь во славу Божию (Soli Deo Gloria) можно снискать прощение и искупление...
Выбор произведений для данного сборника продиктован соображениями как исторического, так и литургического плана, в первую очередь стремлением по возможности передать структуру немецкой мессы в том виде, в каком она оформилась ко времени Реформации с характерным для неё чередованием обязательных литургических частей, т. н. Ordinarium Missae (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei) и частей, меняющихся или даже опускаемых от службы к службе, Proprium Missae. В качестве обрамления и в промежутках между литургическими частями представлены пьесы более или менее свободного плана так, как это имеет место в протестантской церковной практике...
В заключение хотелось бы вернуться к феномену игры, красной нитью пронизавшему всю ренессансную эстетику. Ещё не успел сформироваться и окрепнуть собственный песенный корпус Реформации, как уже появились композиторы, жаждущие с ним играть и экспериментировать, вливать свою фантазию в казалось бы навсегда застывшие формы. Но элементы игры, эксперимента, преображения реальности касаются не только артефактов композиторской деятельности, но и самого человека... Незыблемые, как гранит, догмы теологии — с одной стороны, и эксперимент с высокой долей умозрения и визионерства — с другой, вот та амплитуда, которую выписывал маятник Ренессанса. Его колебания захватили и доктора Мартина Лютера, который не всегда оставался безвестным монахом-августинцем, но, приписав к своей фамилии „h“ („Luther“) и тем самым по-учёному намекнув на древнегреческое „ελευθερος“ („свободный“), и в самом деле сделался символом свободы от оков средневекового мракобесия, настоящим человеком Ренессанса...» (Из аннотации М.Арутюновой к диску)
|