Музыке, созданной для русского народного оркестра, столько же лет, сколько и самому оркестру — немногим более ста. На протяжении всего этого времени появлялись композиторы, которые своим творчеством не только давали новый импульс развитию народно-оркестрового искусства в России, но и расширяли наши представления о художественных возможностях русского народного оркестра.
Имя композитора Владимира Беляева в последние десятилетия прочно связано с новым этапом в становлении академической русской народной инструментальной музыки. Автор симфонии, оркестровых сюит, кантат, вокальных циклов для голоса с народным оркестром, В.Беляев сегодня является одним из наиболее востребованных композиторов, работающих в жанре народно-оркестрового искусства. Профессиональное музыкальное образование, полученное в Московской консерватории, общение с выдающимися деятелями отечественной культуры — М.Чулаки, Н.Раковым, Ю.Фортунатовым, несомненно, помогли композитору в будущем по-новому взглянуть на русский народный оркестр, опираясь на многовековые пласты русской музыкальной культуры и весь арсенал приемов и средств современной композиторской техники.
Российские канты, бытовые городские и крестьянские напевы, рождественские, календарные песни, частушки и страдания — все это вовлечено в сферу творческих интересов композитора, дает толчок его художественному воображению. В результате одно за другим появляются сочинения, становящиеся яркими событиями в истории русской народной оркестровой культуры: кантаты «Матушка Мария» и «Российские канты», вокальные циклы «Девичьи страдания», «Вологодский триптих» и другие произведения. «Воронежские песни», открывающие компакт-диск, прямо перекликаются с «Курскими песнями» Георгия Свиридова. Но если «Курские песни» дают картину идеализированного автором уклада жизни и быта курян, то у В.Беляева это — космогенная картина народной жизни. Сквозное развитие кантаты как беспрерывное течение времен года от зимы к весне, лету подводит к грандиозному обобщающему вселенскому полотну — заключительной части «Батюшка наш Дон». В вокальном цикле «По заречной стороне» поэзия Александра Прокофьева и музыка композитора создаются по традиции и правилам фольклорного языкового и музыкального мышления. История любви крестьянской девушки дана сквозь призму русской природы, которую автор мастерски отражает в оркестровых красках. Сюита «Песни Кольцова» создана на материале балета «Алексей Кольцов» о жизни русского народного поэта. Части сюиты несут в себе прямые ассоциативные связи с поэтическими шедеврами поэта, ставшими неотъемлемой образной сферой русского быта, русского взгляда на окружающий мир. «Русская рапсодия» для баяна с оркестром — это оркестровая композиция с солирующим баяном, где в процессе развития тематического материала частушечные танцевальные и лирические интонации, незаметно трансформируясь, восходят к пластам, близким русской духовной музыки. В вальсе-фантазии №3 «Темные аллеи» из одноименной сюиты вальсов глубоко и тонко отразился дух бунинских рассказов, с их пронзительной ностальгией по покинутой родине, прошедшей молодости и первой любви.
Валерий Петров
|