Александр Браже. Крейслериана/ Alexandre Bragé. Kreisleriana

ART-276  
Серия «Российские виртуозы. XXI век»  


1-7. И.С.Бах. Партита №6
       Bach. Partita No.6 in E minor, BWV 830

8-14. Р.Шуман. Крейслериана
        Schumann. Kreisleriana, op.16

15. П.И.Чайковский. Колыбельная
      Tchaikovsky. Lullaby, op.16 No.1

      Total time — 67:23


Записи 2008-2010 гг.

Дата релиза/ Released — 04.09.2013


     Провоцирующий своей необычностью стиль игры Александра Браже вынуждает лихорадочно задавать вопросы — «почему так сыграно?», «а как такое возможно?» — и тут же, забывая о несущественности ответа, блаженно поддаться этой постоянной интриге со временем, со стилями, с исполнительскими канонами. Скажу сразу: услышав такую трактовку всем известной музыки, получаешь как бы некий род просветления и вспоминаешь, где уже слышал подобное — у Плетнева, у Аргерих, у Горовица, у старых мастеров ХХ века? Потому что такую мгновенную, свежайшую реакцию на играемую пьесу как  с о б ы т и е  не встретишь на нынешнем пианистическом Олимпе — от Поллини и Баренбойма до Кисина и Шиффа. Своевольные «неправильности» исполнения постоянно приковывают внимание, всякий раз обманывая ожидание привыкшего к затертым трактовкам слушателя, вовлекая его в интереснейшие приключения с мерцающим маячком-мигалкой — «а что же дальше?». Вслушиваясь в этот лабиринт заворотистых орнаментов, ощущаешь, однако, что все это подчинено прекрасно соблюденной форме целого, и «большое» время пролетает незаметно над гнездом хитро свитых событий и арабесок. Как описать стиль и стратегию игры этого лирика, эксцентрика, нарцисса, аналитика, живущего в зоне риска и в диалоге с давно известными текстами и их интерпретациями; исполнение, в котором то и дело прорывается боль одиночки, оторвавшегося от своих собратьев-пианистов и рассказывающего свою уникальную историю в надежде найти понимание у таких же инфицированных бесстрашием и интуицией музыкантов? Попробуем...
     — сначала — точный, экономный, очень аристократический пианизм, без шелухи пустой виртуозности и смакования звуковых красивостей;
     — обостренное внимание к деталям;
     — расщепление любой фактуры, аккордики, аккомпанемента на составляющие автономные линии и точки, расслаивание их в самой запутанной полифонии, с целью обогащения и индивидуализации внутренней жизни голосов;
     — прихотливое течение времени — то бешено задыхающееся, то как бы подвисающее на оттяжках и ферматах, никогда не ровно-метричное;
     — музыкальная ткань, как пестрый, живой, постоянно меняющий свои составы и краски орнамент, то и дело вспыхивающий неожиданной импровизацией-фантазией пианиста-соавтора;
     — игра с текстом в «кошки-мышки» — кто кого? Особый акцент делается на интерпретацию не только авторского текста, но и на индивидуальное обыгрывание-преодоление его типовых исполнительских прочтений.
     В чем же заключена, помимо всех игр и экстравагантностей, серьезность и глубина искусства А.Браже? Послушайте еще раз, и станет ясно: не отрываясь ни на секунду, соприсутствуешь музыке и ее живому исполненному осуществлению.

Алексей Любимов


<< На страницу А.Браже