Фридрих Липс. Et exspecto
Слушать

И.С.Бах (1685-1750) — Ф.Бузони (1866-1924)

  1. Чакона

И.С.Бах

  1. Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
  2. Токката и фуга ре минор, BWV 565
  3. Хоральная прелюдия фа минор, BWV 639

Вл.Золотарёв (1942-1975)

  1. Ферапонтов монастырь. Размышление у фресок Дионисия (1968)

С.Губайдулина (1931*)

  1. «Et exspecto», соната в 5 частях (1986)

     Гениальная Чакона И.С.Баха является финалом Партиты №2 ре-минор для скрипки соло. В исполнительской практике Чакона получила широкую известность в транскрипции для фортепиано Ф.Бузони. Переложение Чаконы для баяна основано на фортепианной транскрипции с учетом стиля оригинала и специфики баяна.
     Органные произведения великого немецкого кантора являются неотъемлемой частью современного репертуара баянистов. Произведения эти, пережившие столетия, воспринимаются сегодня как исполненное любви и уважения к человеку слово великого художника о мире, о бытие. Прелюдия и фуга ля-минор и Токката и фуга ре-минор относятся к вершинным достижениям органного творчества И.С.Баха. В наше время эти произведения обретают новую творческую жизнь на самом молодом музыкальном инструменте — баяне.
     Пьеса Вл.Золотарёва «Ферапонтов монастырь. Размышление у фресок Дионисия» написана под впечатлением посещения композитором этого известного монастыря на севере России, в Вологодской области близ г.Кириллова, обретшему известность благодаря знаменитым фрескам выдающегося художника-иконописца Дионисия.
     С.Губайдулина — выдающийся композитор России конца ХХ — начала ХХI. Она — автор многочисленных произведений для симфонического оркестра, хоровых и камерных сочинений. Творчество Губайдулиной обрело мировую известность с 80-х годов прошлого столетия. Для баяна ею написаны «De profundis» (1978), Партита для виолончели, баяна и камерного оркестра «Семь слов» (1982), соната в 5 частях «Et exspecto» (1986), «Silenzio» для баяна, скрипки и виолончели (1991).
     «Et exspecto» в переводе с латыни — «В ожидании...» (в ожидании второго пришествия Иисуса Христа). В центре Сонаты — конфликт двух образных сфер: чистому просветленному хоралу противопоставлены сонорные кластерные звучания. Тема хорала, то просветленно-отрешенная, то таинственно-мистическая, то торжественная, проводится во всех частях кроме финала. В кульминационной 4-й части хорал, казалось бы, утвердился в своей скорбно-величественной поступи (возникает ассоциация с шествием на Голгофу), но гармонически простые поначалу аккорды вместе с тесситурным подъемом исподволь, постепенно все больше перерождаются в секундные диссонансные построения, и эта мутация приводит к грандиозным кластерам по всему диапазону инструмента. Большую роль обретает в Сонате шум воздушного клапана, изображающий завывания ветра. Этот сонористический эффект-символ, как бы материализуясь в финале в звуки, создает образ зимней поземки, метели, в какой-то степени вызывая ассоциации с си-бемоль-минорной Сонатой Ф.Шопена.

Фридрих Липс


<< На страницу Ф.Липса