В основе программы данного диска — популярная испанская музыка. Произведения испанцев И.Альбениса, Э.Гранадоса, кубинца Э.Лекуоны, бразильца Э.Вилла-Лобоса хорошо известны слушателям в исполнении на рояле, на гитаре, а также в исполнении симфонического оркестра. В данном случае эти произведения записаны в транскрипции для баяна Ф.Липса.
Очаровательная миниатюра аргентинского композитора А.Пьяццоллы вводит нас в нестареющий мир танго. В оригинале почти все танго знаменитого аргентинца написаны для бандонеона — соло, в ансамбле с другими инструментами или с оркестром. Для исполнительского облика бандонеонистов характерны импровизационность, ощущение сиюминутности музицирования, полное вживание в образ. Каждый мотив, каждую интонацию они не просто исполняют, а как бы проживают во времени. Необыкновенно четкая пальцевая и меховая артикуляция также способствует раскрытию образной сферы танго.
...Говорят, если прослушать все танго Аргентины, то можно себе составить представление об истории этой страны, поскольку на любое событие, в том числе политического характера, композиторы откликаются написанием очередного танго. «Sentido unico» переводится как «Односторонне движение». Когда А.Пьяццолла впервые попал в Европу, в Париж, то, по его собственному признанию, на него совершенно необычное впечатление произвел впервые увиденный им дорожный знак «Одностороннее движение», что послужило поводом для написания данного танго.
Далее в программе диска звучит ряд популярных произведений одного из крупнейших композиторов России Р.Щедрина. Думается, слушатели с достоинством оценят звуковой колорит и юмор композитора.
«De profundis» — первое произведение для баяна выдающегося композитора современности С.Губайдулиной. Идея сочинения исходит из известного религиозного псалма «Из глубины взываю». Не только в каждом эпизоде, но и во всем произведении с самого начала и до конца прослеживается устремленность музыкальной фактуры из нижнего регистра в верхний. Как это часто бывает у Губайдулиной, чистому, просветленному хоралу противопоставляются кластерные созвучия. По глубине концепции и художественной наполненности это произведение стало событием не только в музыке для баяна. Произведение посвящено Фридриху Липсу.
Фридрих Липс
|