Фридрих Липс. Dieu parmi nous

С.Франк (1822-1890)

  1. Хоральная фантазия ля минор

Ф.Куперен (1668-1733)

  1. Тростники
  2. Жнецы

Ж.-Ф.Рамо (1683-1764)

  1. Перекликание птиц
  2. Курица

Л.-К.Дакен (1694-1772)

  1. Кукушка

О.Мессиан (1908-1992)

  1. Dieu parmi nous

К.Волков (1943*)

  1. Соната №2 «Опять над полем Куликовым» (1980)

Вл.Золотарёв (1942-1975)

  1. Испаниада (1974)

     На предлагаемом компакт-диске представлен целый ряд композиторов разных эпох Франции, а также России.
     Сезар Франк — один из немногих композиторов-романтиков, который в своем органном творчестве приблизился к великому Баху. Цикл «Три хорала для большого органа» написан им в 1890 году и является кульминацией его органного наследия. Заключительный третий Хорал (Хоральная фантазия ля-минор) написан в трехчастной форме, где 1-я часть — это своеобразная прелюдия, средина — медленное напевное адажио удивительной красоты и 3-я часть — жизнеутверждающий финал, построенный на элементах предыдущих разделов.
     Музыка старинных французских композиторов-клавесинистов является яркой и своеобразной страницей в европейской культуре. В миниатюрах Франсуа Куперена, Жана-Филиппа Рамо, Луи-Клода Дакена музыкальными средствами запечатлена жизнь галантного века. Перед нами зарисовки пейзажей, имитация пения птиц, пасторальная идиллия. Особую прелесть и новизну обретают эти произведения в интерпретации на баяне.
     Французский композитор Оливье Мессиан принадлежит к крупнейшим композиторам ХХ столетия. В его творчестве особое место отведено органным произведениям. Будучи человеком глубоко религиозным, он в своих произведениях посредством органа размышляет о Боге, о жизни и смерти, о Вечности. Заключительная пьеса из органного цикла «Рождение Господа» является торжественной кульминацией цикла, праздником Рождества Христова.
     Кирилл Волков написал свою Вторую сонату для баяна в 1980 году к 600-летию Куликовской битвы по просьбе Фридриха Липса. Столкновение русского и татаро-монгольского войска показано соответствующими интонационными мотивами. Как обычно у Волкова, в этой двухчастной Сонате используются старинные русские песнопения. В начале преобладают обрядовые песнопения; 2-я часть начинается с изложения тюркских мотивов, изображающих татарский стан; в кульминации через столкновение этих двух начал показана сама битва и к концу утверждается гимническое русское песнопение. Эта знаменитая битва стала началом объединения русских земель.
     Испанская музыка всегда привлекала внимание русских композиторов, например, М.Глинку, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова... «Испаниада» Владислава Золотарёва является своеобразной рапсодией на испанские темы. Богатый, сочный мелодизм с разнообразием ритмических фигур рисуют нам яркие картины Испании в представлении русского художника.

Фридрих Липс


<< На страницу Ф.Липса