Фридрих Липс. Русские колокола

М.Мусоргский (1839-1881). Картинки с выставки

  1. Прогулка
  2. Гном
  3. Прогулка
  4. Старый замок
  5. Прогулка
  6. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры
  7. Быдло
  8. Прогулка
  9. Балет невылупившихся птенцов
  10. Два еврея, богатый и бедный
  11. Прогулка
  12. Лимож. Рынок
  13. Катакомбы
  14. С мертвыми на мертвом языке
  15. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
  16. Богатырские ворота
    (В стольном городе во Киеве)

А.Холминов (1925*)

  1. Концертная симфония для баяна

     Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан великим русским композитором Модестом Мусоргским в 1874 году как отклик на смерть близкого друга, талантливого художника В.Гартмана. Под впечатлением посмертной выставки рисунков Гартмана Мусоргский создал гениальный цикл, который вошел в репертуар многих крупнейших пианистов. Имеется также несколько инструментовок для симфонического оркестра, среди которых наиболее популярна версия М.Равеля. Композитор с большой фантазией изобразил в музыке ряд зарисовок художника, значительно расширив и обогатив их содержание. 10 частей этого цикла предваряются небольшой вступительной пьесой «Прогулка», которая, видоизменяясь, звучит также между отдельными частями, способствуя тем самым цельности формы.
     Выдающийся русский композитор Александр Холминов — автор целого ряда опер, симфонических и вокально-хоровых произведений. Хрестоматийной для баянистов стала его Сюита в 4-х частях, написанная в 1951 году. Спустя почти полвека композитор вновь возвращается к баяну, теперь уже современной конструкции, и создает Концертную симфонию для баяна соло. Это огромная фреска, где в диапазоне от пианиссимо до фортиссимо нужно словно прожить часть жизни. Здесь композитор воспринимает баян не как сольный инструмент, а как оркестр. И симфонический замысел он воплотил художественно-выразительными средствами баяна. Сквозное развитие эпической Симфонии опосредованно опирается на широкое дыхание русского мелоса, где большое значение обретает также характерная для русского духа колокольность. Концертная симфония посвящена ее первому исполнителю Фридриху Липсу (к 50-летию со дня рождения).
     На протяжении всей многовековой российской истории в сознании людей, в формировании национального менталитета народа большую роль играл церковный колокольный перезвон. Кроме отбивания времени, колокола служили особым знаковым символом, возвещающим о праздничных или скорбных событиях... Во время пожаров, войн колокола звучали набатом, призывающим народ на борьбу со стихией, с врагом. На данном диске праздничный перезвон колоколов звучит в заключительной пьесе Мусоргского «Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)». В Симфонии Холминова колокольность играет большую объединяющую роль в драматургическом развитии произведения.

Фридрих Липс


<< На страницу Ф.Липса