В настоящем издании мы представляем крупные полифонические циклы русских композиторов. Упоминание о Прелюдии и фуге Ре мажор Глазунова встречается в его письме к Римскому-Корсакову от 16 июля 1906 года, что позволяет говорить о том, что это первое профессиональное сочинение для органа в России. Прелюдия и фуга ре минор была написана в 1914 году и спустя 2 года впервые издана Беляевым. Прелюдия и фуга Каратыгина a la Russe — пример удивительной прогрессивности в подходе к органу. Несмотря на, казалось бы, далекий от органа материал (интонационный строй и лад ориентирован на жанр протяжной песни из русского фольклора) — это один из выдающихся примеров русской органной музыки. Первоначально она была написана для струнного квартета. Музыка прелюдии и фуги Катуара (отправлена издателю в 1913 году) отвечает эстетике и композиторским приемам того времени — поэмность и симфоничность изложения окрашены в приглушенные несколько мрачные тона, свидетельствующие о неотвратимости надвигающейся катастрофы. После первой мировой войны и революции, имевшей крайне негативные последствия для культуры России, многие музыканты покинули страну. Несмотря на это, уже устоявшаяся сильнейшая академическая база не позволила традиции прекратиться.
Две прелюдии и фуги Гедике, написанные в 1925 году, при очевидной оглядке автора на Баховские образцы, относятся к новой эпохе. Гедике, имевший немецкие корни, был истовым пропагандистом творчества Баха. Его органное творчество во многом инспирировано Бахом, но, опираясь на него, Гедике развивает собственное, новое направление в органной композиции, о чем говорит оркестровость изложения и интонационная прихотливость. Первая прелюдия и фуга (до минор) была посвящена С.В.Рахманинову, дружбу с которым Гедике глубоко ценил.
Прелюдия и фуга И.С.Баха Ре мажор с момента открытия его наследия сразу обрела популярность. В настоящем издании она представлена в романтической интерпретации, отвечающей как инструменту, так и традициям исполнения баховской музыки, характерным для времени появления столь значительной части русского органного репертуара.
Константин Волостнов
|