Четвертый диск известного органиста Константина Волостнова становится раритетом уже только потому, что это первый выпуск записи органа Московского международного Дома музыки за всю 13-летнюю историю его существования. Программа выбрана неслучайно. В предисловии к аннотации издания органист детально объясняет и рассказывает, почему именно эти произведения вошли в представляемый диск.
«Программа первого в истории, записанного на замечательном инструменте Светлановского (большого) зала Московского международного Дома музыки, сольного издания охватывает наиболее значительные явления органного искусства. Четыре гениальных произведения, записанные на этом диске, в полной мере раскрывают широкие возможности органа, позволяющего тонко и разнообразно передавать стилистику различных эпох, от барокко до наших дней. Орган превосходного подходит для музыки Баха, немецкого романтизма и симфонического репертуара.
Пассакалия (и фуга) Иоанна Себастьяна Баха (1685-1750) — одно из знаковых сочинений и для самого композитора, и для наследия 18 века в целом. Написанная в старинной форме (по-видимому, с использованием темы французского композитора Андре Резона, 1640-1719) и демонстрирующая блестящую баховскую полифоническую технику, она исполнена психологизма, проникновенности и несвойственного для тех времен драматизма.
Листовская Фантазия и фуга (год написания 1850) на тему «Ad nos, Ad salutarem undam», использованную в опере Дж.Мейербера «Пророк» — пример революционного подхода к органу. Ференс Лист (1811-1886) наделяет ее виртуозностью, подлинным симфоническим размахом, красочностью, масштабом философского замысла и редким эмоциональным накалом. Это грандиозное полотно о страдании, грехе, неизбежном торжестве справедливости и вере, написанное в характерной для автора поэмной четырехчастной форме (Интродукция, Аллегро, Медленная часть и Финал), по праву занимает достойное место в ряду выдающихся сочинений симфонического характера, свидетельствуя об отношении Листа к органу как к оркестру.
Транскрипция знаменитого Andante cantabile — медленной части из Пятой симфонии Петра Ильича Чайковского (1840-1893) — была сделана выдающимся английским органистом и композитором Эдвином Лемаром (1865-1934) в русле распространенной и популярной в Великобритании и США традиции исполнения на органе оркестровых произведений в максимально приближающемся к оригиналу звучании. Это требовало и особых инструментов-гигантов, позволяющих одновременно играть четыре, а то и пять тембровых пластов, и, конечно же, навыков их использования. Орган Светлановского зала удивительно подходит для подобного рода обработок.
Пассакалия и фуга фа-диез минор для органа Христофора Степановича Кушнарёва (1890-1960) является одним из наиболее значительных произведений отечественного органного репертуара. Кушнарёв (армянин по происхождению) многие годы работал в Ленинградской, несколько меньше в Ереванской консерваториях. Он является основоположником советской Ленинградской полифонической школы, ориентиром для которой был, прежде всего, Бах и музыка Ренессанса. Образный и эмоциональный строй Пассакалии и фуги в наибольшей степени отвечает идеалам немецкого позднего романтизма и эстетике, присущей творчеству Макса Регера (1873-1916), также опиравшегося во многом на Баха. Сумрачный колорит Jugendstil, виртуозное голосоведение и вместе с тем невероятная экспрессия гармонии и интонации требуют соответствующего инструмента, характерного для середины 20 годов прошлого столетия. Отрадно, что наш орган способен исчерпывающе достоверно и убедительно прозвучать и этой музыке.» (Константин Волостнов)
|