«Ни один из нас не может всего так, как Гайдн: по-детски резвиться и потрясать душу, вызывать смех и заставлять плакать, и всё одинаково хорошо». (В.А.Моцарт)
«Многие не понимают Гайдна. У него всё построено основательно, но его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки... Непредвиденные повороты музыкальной мысли то и дело встречаются у мастера из Рорау. Осмелюсь сказать, что он способен удивить больше, чем Бетховен: у последнего иной раз можно предвидеть, что будет дальше, у Гайдна — никогда. Он ускользает, у него наготове уже что-то новое, и он постоянно преподносит нам неожиданные сюрпризы». (П.Казальс)
«...После Стравинского я без всякого перехода прослушала симфонию Гайдна. При всей её кажущейся наивности и безыскусности она всё ещё полна сил. Она может смело противостоять Игорю. Этот неожиданный переход от одного произведения к другому дал мне ощущение, будто из комнаты с кондиционером я вышла на свежий воздух». (В.Ландовска)
«Гайдн — это самый недооценённый величайший композитор всех времён!» (Г.Гульд)
«Часто меня мучительно преследуют музыкальные идеи, мне невозможно от них избавиться — они окружают меня словно стеной. Если меня преследует Аллегро, пульс мой бьётся всё быстрее, и я не могу заснуть. Если это Адажио, то пульс замедляется. Воображение играет на мне, как на клавире. Я действительно живой клавир. Вот уже много дней подряд во мне звучит старая песня в ми миноре, которую я часто играл в юности, — «Господь, как я люблю тебя». Где бы я ни был, я слышу её повсюду». (Й.Гайдн)
|