В седьмом аудиоиздании (на компакт-диске и цифровом) известного музыканта, композитора Вячеслава Недосекина «Сакральная музыка XVII века» присутствуют не только гениальные произведения Пахельбеля, Фробергера и Букстехуде в достаточно редких авторских переложениях для баяна. В нём — целых два произведения самого Вячеслава, который блестяще выступил в двух ипостасях: музыканта-баяниста и композитора. Находясь под ощутимым влиянием любимых композиторов, его «Диптих» отчетливо демонстрирует связь времен и преемственность поколений. С помощью всемогущего баяна автор легко убеждает нас в отсутствии для этого инструмента границ где бы то ни было — во времени и пространстве, в жанре и стиле, в приёмах и принципах звукоизвлечения. Данный диск уверенно претендует на раритетность, поскольку способен занять достойное место на полке самого разборчивого музыковеда или коллекционера.
«...Размышляя о выборе инструмента в современной практике исполнения старинной музыки, Ральф Кёркпатрик писал: “То, что Бах не оставил никаких указаний относительно инструмента, на котором следует исполнять ХТК, уподобляет его скульптору, не указывающему, при каком освещении следует рассматривать его произведение или из какого материала нужно его изваять. Созданная Бахом конструкция настолько фундаментальна и выразительна, что сохраняет свою целостность и свой смысл в любых контекстах. Поэтому ХТК с одинаковым успехом может быть исполнен на совершенно разных инструментах”. Подобная целостность присуща и произведениям альбома. Для какого инструмента они были написаны? На этот вопрос нет однозначного ответа. Сегодня их можно услышать в исполнении на клавесине, клавикорде, фортепиано и — чаще всего — на органе. Однако они кажутся органными лишь на первый взгляд. Их музыкальные смыслы выходят далеко за рамки органного звучания. Например, в авторской рукописи Каприччио Фробергера (ок. 1658 г.) мы видим партитуру, где каждый полифонический голос записан на отдельном нотоносце. Такая нотация ясно показывает: звуковое оформление музыкальной архитектуры не представляло для автора сколько-нибудь значимого интереса. Нотный текст остальных пьес не содержит партии органной педали, что позволяет охватить всю фактуру двумя руками и косвенно подтверждает уместность применения самых разных клавишных инструментов. Стоит добавить: композиторы XVII-XVIII веков нередко перекладывали свои и чужие произведения для иных по сравнению с оригиналом инструментов. Среди множества примеров — баховский Концерт для клавира соло ре минор, музыка которого изначально существовала как Концерт для гобоя и струнных итальянского композитора Алессандро Марчелло. В настоящем альбоме произведения Пахельбеля, Фробергера и Букстехуде звучат в исполнении на баяне. Авторский текст сохранён без изменений — во многом благодаря конструктивно-акустическим особенностям инструмента, в числе которых: возможность исполнения полифонии с применением различной артикуляции в разных голосах; наличие клавиатур двух полукорпусов, что создаёт условия для контрастного и стереофоничного звучания; компактность клавиатур, позволяющая охватывать широкое многоголосие; система регистров многотембрового инструмента. Отметим ещё одно преимущество баяна — возможность гибкого управления не только атакой, но и звуком в целом, на всём его протяжении. Все перечисленные свойства инструмента позволяют предположить, что если бы он существовал в XVII веке, то произведения альбома сегодня можно было бы считать значимой частью оригинального репертуара баянистов...» (Вячеслав Недосекин. Из аннотации к изданию)
|