Ефрем Подгайц. Тройной концерт/ Двойной концерт

Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано
и симфонического оркестра (соч.75)

  1. Andante
  2. Maestoso. Allegro Vivo
  3. Sostenuto
  4. Allegretto
  5. Andante

Концерт для 2-х скрипок и камерного оркестра (соч.59)

  1. Allegretto. Ailegro
  2. Adagio Con Moto
  3. Allegro Scherzoso


     Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра (соч.75) написан в 1988 году и стал одним из самых значительных произведений композитора.
     Главной темой Концерта является проникновенная, лирическая мелодия, первоначально сочиненная автором как тема рок-романса «Предчувствую тебя» на стихи А.Блока.
     В масштабном, пятичастном Концерте Е.Подгайц использует несколько «знаковых» мелодий. Среди них — песня «Скованные одной цепью» из репертуара ансамбля «Наутилус Помпилиус» (IV часть); песня «Money, money» из репертуара ансамбля «ABBA» (II часть); русская народная песня «Ой, там, на горе» (III, IV части), записанная композитором в фольклорной экспедиции в Брянской области; и популярная еврейская народная песня «Lomir ale in eynem» («Давайте все вместе»), частично появляющаяся в заключительных разделах I и II части, но полноценно звучащая только в V части.
     Драматическая концепция произведения строится на взаимодействии (сплетении) этих мелодий и оригинального интонационного материала. Перед нами личная драма поиска «самого себя» в сложном и неоднозначном, бурном и полном внутренних и внешних конфликтов времени.
     Концерт для 2-х скрипок и камерного оркестра (соч.59) написан по просьбе Михаила Секлера — замечательного скрипача, лауреата I премии Международного конкурса имени Н.Паганини. Премьера Двойного концерта состоялась на фестивале «Московская осень-88» в исполнении Михаила и Ильи Секлеров и Московского камерного оркестра п/р Игоря Жукова.
     Эмоциональный строй трехчастного произведения сложен и разнообразен. Здесь «смешано» внутреннее (речитатив) и внешнее (танец), драматическое и лирическое, трагизм и гротеск.
     Двойной концерт, созданный в 1986 году, обнаруживает конкретные приметы времени. Уже в первой части Концерта появляется намек на интонацию популярной в СССР песни «Карнавал».
     В третьей части цитата хита 80-х годов в соединении с оригинальной темой в духе еврейского танца способствует усилению драматического гротеска, которым пронизана музыка этой части.
     Контраст между печально-лирическим Adagio второй части и «карнавальным» финалом подчеркивает ощущение остроты и неразрешимости драматического конфликта.


<< На страницу Е.Подгайца