Два струнных квартета Бородина — единственные квартеты, вышедшие из-под пера композитора. Они были написаны в период 1875-1880 и заняли достойное место в репертуаре струнных квартетов в силу присутствия специфичной русской окраски.
Квартет №1 ля мажор был написан под впечатлением от Струнного квартета oр.130 Бетховена, который только обозначается в первой части Квартета №1. Сила этого сочинения — в многообразии мелодий, которые используются затем как одна из форм композиционной техники. «Разноцветные» звуковые эффекты подчеркивают русскую природность, особенно в финальной части.
Квартет №2 ре мажор написан с более решительной экспрессивной и виртуозной силой. Произведение начинается с первой темы в виолончельной партии, выражая характерные элементы русской фольклорной музыки. Дальнейшее развитие этой части фокусируется на теме, которая весьма прозрачна и мелодийно проста. Многочисленные ритмические вариации и свободные изменения темпа напоминают русские народные танцы. Драматический апогей финальной части удивительно отличается необычностью совмещения лирико-драматических пассажей на переднем плане произведения.
|