А.Винницкий, А.Рудин, Ф.Готлиб. Иоганнес Брамс. Струнные секстеты №1 и №2/ A.Vinnitsky, A.Rudin, F.Gottlieb. Johannes Brahms. String sextets No.1 and No.2
Скачать буклет Слушать

ART-382  
Серия «Российские виртуозы. XXI век»  

Александр Винницкий, Александр Рудин, Феликс Готлиб  
Иоганнес Брамс. Струнные секстеты №1 и №2  
Транскрипции для фортепианного трио Теодора Кирхнера  

Alexander Vinnitsky, Alexander Rudin, Felix Gottlieb  
Johannes Brahms. String sextets No.1 and No.2  
Transcriptions for piano trio by Theodor Kirchner  

1-4. Струнный секстет №1 Си-бемоль мажор, опус 18
       String sextet No.1 in B-flat major, op.18
               I. Allegro ma non troppo
               II. Andante ma moderato, Scherzo
               III. Allegro molto — Animato, Rondo
               IV. Poco allegretto e grazioso

5-8. Струнный секстет №2 Соль мажор, опус 36
       String sextet No.2 in G major, op.36
               I. Allegro non troppo, Scherzo
               II. Allegro non troppo — Presto giocoso
               III. Adagio
               IV. Poco allegro

       Total time — 76:34


Запись, фото, тексты — из личных архивов А.Винницкого

Дата релиза/ Released — 07.09.2018


     Удивительно раритетный компакт-диск трех состоявшихся, известнейших музыкантов с мировыми именами — Александра Винницкого, Александра Рудина и Феликса Готлиба — той золотой поры, когда все трое больше концертировали как солисты и часто выступали вместе.

     «На данном CD представлена необычная версия популярнейших и любимых слушателями произведений Иоганнеса Брамса — Струнного секстета №1 Си-бемоль мажор, опус 18 и Струнного секстета №2 Соль мажор, опус 36 в переложении для фортепианного трио, осуществленном другом композитора Теодором Кирхнером.
     Любите ли вы Брамса? Сложно ответить на этот вопрос иначе, чем положительно. Благодаря невероятно органичному сочетанию богатого внутреннего эмоционального мира, контрастных чувств и переживаний с отточенной формой и тщательно выверенной конструкцией, музыка Брамса необычайно сильно воздействует на слушателя. Обращаясь к традиционным инструментальным формам классико-романтической эпохи, Брамс придал им большую сложность, значительно обогатив, и во многом расширил их посредством богатой драматургии и архитектоники. Характерную для романтизма эмоциональную насыщенность Брамс воспринял во многом от своего друга и наставника, композитора Роберта Шумана. Гораздо позже, уже будучи признанным композитором, Брамс оказал неоценимую творческую и дружескую поддержку тогда еще молодому Антонину Дворжаку, который, следуя традиционным музыкальным формам, также создал шедевры романтической музыки.
     Жанр струнного секстета (в составе 2-х скрипок, 2-х альтов и 2-х виолончелей) в музыкальной литературе встречается довольно редко. Из значимых произведений данного жанра до Брамса можно выделить разве что секстеты Луиджи Боккерини и Луи Шпора. Но вслед за Брамсом создали выдающиеся струнные секстеты и такие композиторы, как Антонин Дворжак, Петр Ильич Чайковский, Макс Регер, Арнольд Шенберг.
     Струнный секстет №1 Си-бемоль мажор, опус 18, в четырех частях (1860): Allegro ma non troppo; Andante ma moderato, Scherzo; Allegro molto — Animato, Rondo; Poco allegretto e grazioso. Несмотря на то, что это лишь второе обращение композитора к камерно-инструментальной музыке (после фортепианного трио №1, опус 8), это зрелое и филигранное сочинение. Тематическая цельность осуществляется за счет сходства тем первой части и финала. Первая часть (сонатное аллегро) отличается песенным характером и лирическим настроением, несмотря на быстрый темп. Вторая часть, вариации, имеет довольно суровый характер, предвосхищает трагические вариации финала Четвертой симфонии. Энергичное скерцо и лирический финал отличаются светлым радостным характером. Премьера секстета прошла в Ганновере под руководством друга композитора Йозефа Иоахима. Особенную популярность приобрела вторая часть цикла, которую автор собственноручно переложил для фортепиано по просьбе Клары Шуман.
     Струнный секстет №2 Соль мажор, опус 36 (1865) представляет собой также четырехчастный цикл: Allegro non troppo, Scherzo; Allegro non troppo — Presto giocoso; Adagio; Poco allegro. Здесь также преобладает песенность и лиричный настрой, но скорее элегического характера, чем восторженного. Первая часть начинается с главной партии, где смело сопоставляются тональности Соль мажор и Ми-бемоль мажор (любимое Брамсом терцовое соотношение тональностей). Завершает экспозицию тема A-G-A-D-E, посвященная его возлюбленной Агате фон Зимбольд. Вторая часть, скерцо, имеет необычный для своего жанра размер — 2/4, довольно сдержанный темп и песенно-задумчивое повествование. Трио отличается более энергичным и веселым характером, здесь же появляется характерный для жанровых частей размер 3/4. Лирической кульминацией цикла является третья часть, тема с вариациями, где преобладает сложная полифоническая ткань. Во многом она возникает благодаря постепенно нарастающему драматизму, вплоть до мажорной вариации, которая приводит к просветлению в коде. Жанровый финал представляет собой чередование танцевальной главной партии и певучей побочной. Темы варьируются, складываются в фугато, образуя яркую контрастную драматургию.
     Иоганнес Брамс довольно часто обращался к практике переложений музыкальных произведений — как своих (например, оркестровые вариации на тему Гайдна, опус 56 и Фортепианный квинтет, опус 34 композитор аранжировал для двух фортепиано), так и других авторов (можно отметить, пожалуй, один из самых выдающихся примеров — Чакона И.С.Баха ре минор в переложении для фортепиано). Что касается переложений струнных секстетов Теодором Кирхнером, то Брамс не только одобрил их, но также и выразил свой восторг, о чем написал в письме к издателю Николаусу Зимроку: „Эти трио радуют меня чрезвычайно“. Теодор Кирхнер великолепно справился с задачей аранжировки струнных секстетов, так, что при прослушивании они воспринимаются как самостоятельные, подлинно брамсовские произведения.»


<< На страницу А.Рудина