Недавно весь мир отметил юбилейные даты великого австрийского композитора Густава Малера — 150 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти. В своих грандиозных симфониях Малер потрясает слушателей своей исповедальностью, трагическим масштабом, предельно обостренной выразительностью. Но все эти качества проявляются и в его замечательных песнях, в особенности в песенных циклах. Вокальных циклов у Малера три: «Песни странствующего подмастерья» на собственные слова, «Волшебный рог мальчика» на тексты из знаменитого сборника народной поэзии и «Песни об умерших детях» на стихи поэта XIX века Фридриха Рюккерта. Первоначально «Песни странствующего подмастерья» появились в варианте для голоса и фортепиано (1883-1885), а уже затем — с оркестровым сопровождением. Этот первый вариант исполняется в данной записи. «Песни об умерших детях» написаны в 1901-1904 гг. Здесь у композитора совсем другой язык, гораздо более сложный, обостренный в гармониях, редко использующий ясную жанровость (колыбельную, марш, как в «Песнях странствующего подмастерья»), певучую мелодию... Совершенно в другом стиле, стиле «старого» романтизма XIX века написаны две ранние песни Малера на слова малоизвестного поэта Р.Леандера — «Воспоминание» и «Весеннее утро» из «Четырнадцати песен юношеских лет».
Каждый из циклов предназначен для голосов разного диапазона, поэтому исполнение их одновременно одним и тем же певцом встречается крайне редко.
|