На дебютном диске органиста и композитора Алексея Шмитова представлены авторские произведения и для органа соло и вокальные. Это и Симфоническая фантазия, и многочастная сюита, и «Agnus Dei», и целый цикл вокальных произведений «Рождественские духовные песни».
«На протяжении всей своей мировой истории орган развивался как церковный инструмент, призванный эмоционально связывать людей с духовным началом. В свою очередь, в России с конца XVIII века сложилась традиция использования органа как светского инструмента. Композитор А.Шмитов в своем творчестве стремится совместить обе эти трактовки. В целом, музыка А.Шмитова, по признанию самого автора, развивает традиции романтического музыкального языка.
Самое масштабное органное сочинение, представленное на диске — Симфоническая фантазия на тему хорала И.С.Баха „Herzlich tut mich verlangen“ (2006). Здесь можно найти признаки традиционных форм: 1) фантазия и фуга с кодой, 2) свободная сонатная форма, 3) вариационность, 4) черты симфонического цикла. Большое начальное построение состоит из двух разделов: импровизационно-фантазийного и хорала (№72 из „Страстей по Матфею“ Баха). Основной раздел сочинения — двойная фуга, включающая в себя эпизод скерцо. Генеральная кульминация основана на теме педального вступления, а большая Кода представляет собой хоральную обработку с насыщенно-колорированной мелодией.
Идея „Сюиты-воспоминания“ (1976) родилась еще в годы учебы в училище как впечатление от старинной музыки Польши с ее прекрасными барочными органами и готической архитектурой. Позже, после знакомства с историей Калининграда, видами старого Кенигсберга, с возрожденным Кафедральным собором, автор решил обратиться к юношеским наброскам, чтобы через стилизацию музыки раннего барокко передать ностальгию по утраченному прошлому.
Фактура „Трио-фуги“ (2000) навеяна органными сонатами И.С.Баха с их филигранной трехголосной полифонией, распределенной между двумя мануалами и педалью. Ткань фуги насыщена полифоническими приемами: имитациями, стреттами, каноническими секвенциями... Несколько раз проводится мотив В-А-С-Н.
„Ноктюрн“ (2006) — своего рода лирическая интермедия. Эта музыка неуловимо отсылает слушателя к эпохе Дебюсси и Вьерна, вызывая в памяти красочные импрессионистические образы. По форме пьеса трехчастна и при этом содержит элементы сонаты с зеркальной репризой.
„Agnus Dei“ для сопрано или тенора с органом — это сольный вариант последней части Торжественной Пасхальной мессы, написанной для солистов, хора и органа. Месса была создана в Сирии осенью 2003 — зимой 2004 года на канонический текст и впервые исполнена в Дамаске хором церкви Св. Антония на пасхальных службах 2005 года. Вокальная партия „Agnus Dei“ наделена мелодической красотой, которая в кульминации достигает экспрессивной выразительности вагнеровско-малеровского типа. Обладающая ярким тематизмом и насыщенным развитием, партия органа выполняет здесь функцию симфонического оркестра.
„Романтическая токката“ (2017) написана в компактной трехчастной форме, своей виртуозностью и патетическим драматизмом она перекликается со знаменитыми французскими токкатами Жигу, Боельмана, Вьерна, Дюрюфле...
Цикл „Рождественские духовные песни“ для сопрано и органа создавался постепенно, с 2008 по 2015 годы. К работе над этим произведением автора побудило знакомство с творчеством современного российского поэта Григория Певцова. Чудесный язык с его духовностью и музыкальностью продолжает традиции великих поэтов рубежа XIX-XX веков. В свою очередь, в музыке цикла слышатся любимые интонации мелодики Рахманинова, гармонии Скрябина и французских органных импрессионистов.
„Передо мною отворились двери...“ — интродукция цикла, введение в круг его образов. Атмосфера таинства, ожидания рождественского чуда наполняет компактную по форме песню.
Первый раздел песни „Окрест Земли“ живописует картину звездного неба, где широко раскинувшуюся вокальную мелодию окружают искорки легких аккордов в верхней тесситуре органной партии. В середине, в новом музыкальном материале, холодные диссонирующие гармонии могут ассоциироваться с зимними просторами рождественской ночи.
Песня „Как звонки колокольные трели“ своим лиризмом и элегическим настроением заставляет вспомнить романсы С.В.Рахманинова и Н.К.Метнера. Главные смысловые акценты сконцентрированы в сольных органных высказываниях кульминации середины и краткого послесловия.
В следующей песне „В темном куполе“ для передачи религиозной мистичности композитор использует приемы мерцающей фактуры, гармонии и регистровки (Voix Coelestis) французских органных импрессионистов.
Песня „Благовещение“ — самая светлая в цикле. Короткие органные вступление и заключение символизируют появление Архангела Гавриила перед Девой Марией и исчезновение его в глубине небес. Образы белоснежных лилий, незабудок и голубки подчеркиваются рядом мажорных тональностей: ослепительным До-мажором, Ми-бемоль мажором — символом Св. Троицы, экстатическим Фа-диез мажором... Кульминацией идеи произведения является сольное высказывание органа в середине песни, а также органное послесловие.
„В чистом поле“ — своего рода духовная баллада. Написанная в форме свободной куплетности, она напоминает народную протяжную песню.
В заключительной песне цикла „Святому Духу“ сосредоточена наибольшая сложность интонационного и гармонического языка. Масштабная форма, высокая тесситура вокальной партии в сочетании с мощными кульминациями и насыщенная оркестровая фактура с интенсивным развитием в партии органа предъявляют серьезные исполнительские требования к обоим участникам ансамбля».
|