В подарочное издание из 5-ти компакт-дисков, посвященное творчеству выдающегося дирижера Ивана Шпиллера, вошли избранные концерты Красноярского симфонического оркестра с произведениями Чайковского, Рахманинова, Штрауса, Бетховена, Листа, Шопена, Вагнера и Лядова. Солисты — Вадим Руденко и Николай Луганский. Звукорежиссер — Петр Кондрашин.
Издание является специальным выпуском к 200-летию Енисейской губернии. Три диска — отредактированные и обновленные переиздания дисков, изданных нами в 2005 году, а два остальных представляют архивные, никогда ранее не издававшиеся записи. Издание стало возможным прежде всего благодаря огромной сложной работе с красноярскими властями и красноярской филармонией вдовы Ивана Всеволодовича Шпиллера Любови Федоровны Загайновой.
«В этом подарочном издании собраны произведения, исполнение которых было особенно дорого маэстро.
С огромным успехом звучала на концертах Симфония № 1 Сергея Рахманинова во многих городах России и за рубежом. Восстановил симфонию в 1945 году по оркестровым голосам дирижер Александр Гаук. Он и подарил партитуру этого (ранее утраченного) произведения своему ученику.
Симфония Рахманинова долгие годы была своеобразной визитной карточкой Красноярского оркестра.
Маэстро Шпиллер всегда славился и как превосходный аккомпаниатор, чуткий ансамблист. Он умел тонко понять основную идею, исходящую от солиста. И большие музыканты обеих российских столиц, нередко избегающие встреч с провинциальными оркестрами, устремлялись в Красноярск, чтобы играть концерты с Иваном Шпиллером. В 80-90-е годы красноярцы не раз слушали в симфонических вечерах блистательную игру Дмитрия Башкирова, Льва Власенко, Николая Демиденко и многих других. На диск записана трансляция Концерта № 2 Сергея Рахманинова с талантливым московским пианистом Вадимом Руденко.
На другом диске звучит очень интересная и необыкновенно элегантная Симфония № 8 Бетховена. Своего рода интермеццо, миг отдыха перед штурмом автором последней вершины — Симфонии № 9. Сам Бетховен назвал Восьмую „маленькой симфонией“. Она лаконична по формам и близка к произведениям поры Гайдна.
Красноярский симфонический оркестр записал в 1994 году все произведения для оркестра, написанные Анатолием Лядовым, и запись эту можно по праву считать эксклюзивной. Многие опусы были созданы композитором для исполнения на фортепиано, но затем оркестрованы самим автором. Произведения композитора А.Лядова критики нередко сравнивали с живописью импрессионистов. Симфонические поэмы „Кикимора“ и „Волшебное озеро“ стали необычайно популярны и встречаются в репертуаре очень многих русских оркестров.
Цикл фортепианных пьес „Времена года“ был великолепно оркестрован глубоким знатоком творчества Петра Ильича Чайковского дирижером Александром Гауком в 50-х годах двадцатого века. Красноярский симфонический оркестр — один из немногих исполнителей замечательного переложения, что всегда с восторгом встречается публикой.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Ф.Шопена был написан и представлен публике в 1830-м году в Варшаве. В Красноярске его исполнял один из любимых солистов Шпиллера — пронзительный, тонкий, всегда интересный во взаимодействии с оркестром народный артист России и лауреат Государственной премии Николай Луганский.
„С каким наслаждением и полной самоотдачей знакомил он публику с творчеством Брамса, Бетховена, Чайковского, того же Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева. Да разве всех перечислишь!..“ — отзывался о маэстро Шпиллере сибирский писатель Эдуард Русаков.
Подобно французскому поэту
Полю Верлену, писавшему:
„Музыка прежде всего!“ —
Иван Шпиллер утверждал:
„Я не мыслю себя вне музыки!“»
(Л.Ф.Загайнова. Из аннотации к изданию)
|