С.Л.Вайс — несравненный немецкий лютнист-виртуоз — вошел в историю мировой музыкальной культуры как плодовитый автор произведений для лютни. Им написано около 600 лютневых пьес, большую часть которых составляют танцевальные сюиты и сонаты. Наиболее значительными трудами Вайса являются тетради сочинений, названные по месту их хранения — Дрезденский, Лондонский, Варшавский и Венский манускрипты. На предлагаемом слушателям диске — пьесы из Московского манускрипта.
История сочинения этого труда и появления его в Москве полна загадок. Известно, что сам Вайс никогда не был в России. Тем не менее, рукопись, подписанная его именем, обнаружена и по сей день хранится в Москве, в Государственном Центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки.
Наиболее тщательным исследованием Московской рукописи Вайса стало научное ее издание, выполненное видным исследователем лютневой музыки Т.Кроуфордом (1995), который много сделал для установления авторства отдельных составляющих ее произведений. Большинство пьес из московской тетради, переписанной рукой неизвестного человека, принадлежит перу С.Л.Вайса, но некоторые из них, скорее всего, — плоды творчества музыканта, мастерски работавшего в стиле Вайса, «в подражание Вайсу», что довольно характерно для того времени.
Выдвигалось немало версий, объясняющих появление манускрипта в Москве. Российский лютнист А.Суетин наиболее вероятной считает ту, которая связана с историей развития русской придворной музыки. Лютня, как составляющая часть всей западноевропейской музыкальной культуры, была привезена в Россию в XVIII в., а имя Вайса — наиболее искусного лютниста-виртуоза и композитора того времени — было весьма популярно.
В книге Я.Штелина «Музыка и балет в России XVIII в.» содержатся следующие строки: «В это же время (1738 г.) прибыл ко двору превосходный лютнист Белоградский, уроженец Украины, которого раньше (1733 г.) русский императорский тайный советник и посол граф Кайзерлинг взял с собою в Дрезден, как бандуриста, и отдал на несколько лет в учение знаменитому Вайзе». Очевидно, именно из этой поездки в Дрезден Тимофей Белоградский и привез упомянутую тетрадку в Москву. При русском императорском дворе, где он служил с 1739 по 1767 г., Т.Белоградский прославился искусством исполнения труднейших соло и концертов, а также мастерством аккомпанемента.
На титульном листе Московского манускрипта имеется надпись: «Принадлежит лейб-гвардии капитану Измайловского полка Ивану Скорятину». Род Скорятиных был известен своей образованностью и музыкальностью. Но для нас наиболее ценно то, что Скорятины не только являлись устроителями музыкальных и художественных салонов, но и собирали редкие рукописи, книги, материалы, письма. Вероятно, именно благодаря этому увлечению до нас и дошел Московский манускрипт С.Л.Вайса.
Манускрипт составляют разрозненные пьесы, часть которых может быть сгруппирована в сонаты или партиты. Последовательность и чередование музыкальных номеров тщательно продуманы, пьесы выстроены в своего рода концертную программу. И хотя Московский манускрипт не предполагает деления на части, в данной работе мы представляем слушателям только первую его половину, планируя завершение этого труда в будущем.
Андрей Россиус
|