Раритетнейший двойной компакт-диск посвящен музыке Князя Андрея Волконского. Фонограмма тщательно собиралась из записей разных лет из разных концертных залов, включая любительские, и ювелирно реставрировалась. Данное издание еще более ценно тем, что сам композитор участвует почти во всех исполнениях совместно с прославленными музыкантами на первом диске, а второй диск исполняется им сольно.
«Программа CD 1 объединяет сочинения Андрея Волконского, написанные в самое разное время на протяжении почти 50 лет. Известные сочинения Волконского „Musica stricta“, „Сюита зеркал“, „Жалобы Щазы“ выходили на лейблах Московской консерватории и „SolydRecords“ и не включены в настоящее собрание. Если в Концерте для оркестра, написанном 20-летним композитором, и в Фортепианном квинтете сквозь влияния Стравинского, Бартока, Прокофьева слышна уверенная, профессиональная хватка автора, видно прекрасное владение формой, материалом, исполнительскими ресурсами, то в Альтовой сонате, написанной для Р.Баршая, Волконский впервые вступает на путь экспериментирования: последняя часть Apolalerion в ракоходном движении повторяет от конца к началу 1-ю часть (с контрапунктом фортепиано). Обе авторские записи Квинтета с Квартетом имени Комитаса и Альтовой сонаты с Р.Баршаем — чудом сохранившиеся на Эстонском радио архивные пленки 1960-х годов. „Was noch lebt...“ (То, что живо...) — небольшой вокальный цикл, написанный в строгой технике мотивно-тематической работы, говорит о преклонении Волконского перед мастерами австро-немецкой традиции. „Carrefour“ (Перекресток) — название, не только отсылающее слушателя и биографа к названию кафе в Экс-ан-Прованс, где Волконский любил проводить утренние часы, но и символизирующее „перекрестки“ внутреннего мира композитора: цитаты или квазицитаты из Вагнера, Малера и другой романтической музыки, прослоенные сонористическими облаками синтезатора и джазовыми шагами контрабаса, наводят мосты между настоящим и прошлым, между реальностью и утопией. „Erzählung“ (Сказка) в переводе С.Савенко — последняя известная вещь Волконского, написанная, вероятно, в самом начале 2000-х, была тайно скопирована Ю.Н.Холоповым в дни его визита. Композитор стеснялся этой песни, видимо, считая ее выражением слабого стиля.
Нигде не учившемуся игре на клавесине Волконскому выпала честь стать первым советским (российским) профессиональным клавесинистом, давшим свой первый сольный концерт в Москве в 1959 году и заложившим основы всего дальнейшего исполнительства доклассической музыки в СССР. Собственно, его учили записи европейских исполнителей и сами инструменты, с которыми он обращался абсолютно свободно, выработав совершенно особые туше и артикуляцию. Его прихотливые интерпретации походили иногда на авангардное прочтение древних текстов, он „говорил“ на языке музыки 17-18 веков с таким особенным и своевольным „акцентом“, что начинало казаться, будто пьеса импровизируется прямо сейчас — это и было одной из его исполнительских задач. Отрицая систематическое выполнение исторических правил ради таковых и в то же время будучи ярым противником буквализма, Волконский приходил к той же свободе, что и аутентисты, но с другого конца. Примером служат его записи, но на концертах, вдохновляясь, он позволял себе много больше. Любительская запись „Гольдберг-вариаций“ Баха, сделанная Патриком Айртоном на концерте, несмотря на плохое техническое качество, необычайно ярко показывает и декламационную смелость, и свободное обращение со стилевыми канонами. Именно она представлена на CD 2.» (Алексей Любимов)
|