|
|
Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославле (Днепропетровск).
В 1935 г. Александр поступает на поэтическое отделение Литературного института и в театральную школу им. Станиславского. Начиная с 1938 г. по драматургическим произведениям Галича (и в соавторстве с ним) поставлены многочисленные спектакли и кинофильмы: пьеса «Похоронный марш, или час до рассвета», пьеса (совм. с К.Исаевым) «Вас вызывает Таймыр» (постановка А.Гончарова в Московском театре сатиры), «Под счастливою звездой», пьеса «Москва слезам не верит» (совм. с Г.Мунблитом), лирическая комедия «На плоту» («Верные друзья», совм. с К.Исаевым), «Сердце бьется вновь» (реж. Ромм), «В Степи», «Пароход зовут Орленок», «Трижды воскресший» (реж. Л.Гайдай), «На семи ветрах» (реж. С.Ростоцкий), «Государственный преступник» (реж. Н.Розанцев), «Дайте жалобную книгу» (реж. Э.Рязанов), «Бегущая по волнам», «Федор Шаляпин», «Самый последний выстрел».
В 1956 г. пьесой «Матросская тишина» открылась как театр студия МХАТ. В 1955 г. А.Галич принят в члены Союза писателей СССР, в 1958-м — в Союз кинематографистов СССР.
1964 г. — первое публичное исполнение авторских песен (слет в Петушках); А.Галич становится одной из ведущих фигур фестиваля песенной поэзии «Бард-68» в Новосибирском Академгородке (приз — серебряная копия пера Пушкина и почетная грамота АН СССР).
В 1969-1972 г. в ФРГ выходят книги «Песни» и «Поколение обреченных».
Уже при жизни он стал классиком русской поэзии и жанра авторской песни, а последующие годы подтвердили, что А.Галич — один из самых замечательных бардов России за всю ее историю.
Герои песен Галича — люди самых разных профессий и судеб: заключенные, спецпереселенцы, вертухаи, стукачи, партийная номенклатура, поэты, художники, солдаты, следователи — вся изломанная и искалеченная испытаниями Россия представлена в этой портретной галерее.
Запрет на концертную деятельность Галича, действовавший в СССР всегда, не помешал ему стать всенародно любимым и знаменитым. Его прекрасно поставленный голос пробивался к людям из глубокого подполья, как трава сквозь асфальт, его песни знали и любили миллионы. Сегодня это — десятки миллионов слушателей всех возрастов.
Главное, чего не могла простить ему власть — это невиданный доселе, сознательно сделанный выбор: имел все — карьеру, деньги, зарубежные поездки (когда вся страна была невыездной), статус элитного драматурга, членство в творческих союзах СССР и т.д. и т.д., и бросил это, не задумываясь, — лишь бы петь и писать так, как велит сердце. К такому раскладу власть не привыкла. На одной чаше весов — стопудовые гири всех вышеперечисленных благ и регалий, на другой — смешное, непонятное руководящему жлобью стремление к какому-то там самостоятельному, неподцензурному творчеству. Уйти без спросу из удобного, комфортабельного стойла — что может быть хуже в глазах власть предержащих? «Мы тебе это дали, а ты от нас нос воротишь», — вот что они думали. Думали и решали.
1972-1974 г. — для А.Галича запрещены все виды творческой деятельности, он исключен из творческих союзов и в 1974 г. вынужден покинуть Родину. С 1974 г. А.Галич занимается литературной и концертной деятельностью за ее пределами: в Норвегии, Швейцарии, Германии, США, Израиле, Франции и др. странах. С 24 авг. 1974 г. до самой гибели поэта в 1977 г. на волнах французского радио «Свобода» выходит постоянная рубрика «У микрофона Галич».
Александр Галич похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
|