ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ НУЖНО ПРИЙТИ ИМЕННО В НАШЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Основное направление деятельности музыкального издательства «Артсервис» — это издание классики, джаза, авторской песни, народной и инструментальной музыки на компакт-дисках и в цифровом формате. Наша главная цель — продвижение некоммерческой музыки и отечественных исполнителей, выпуск раритетов и воплощение оригинальных авторских идей. Основополагающий принцип работы — выпуск проектов, полностью очищенных по авторским и смежным правам и отвечающих современным техническим требованиям. На сегодня выпущено более 700 проектов, среди которых есть такие имена, как Александр Галич, Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Виктор Берковский, Александр Городницкий, Владимир Качан, Мстислав Ростропович, Валентин Берлинский, Тимофей Докшицер, Юрий Башмет, Фридрих Липс, Алексей Любимов, Максим Федотов, Александр Князев, Иван Шпиллер, Денис Мацуев, Светлана Степченко, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер и многие другие замечательные поэты, композиторы и музыканты. У нас семь издательских серий: «Российские виртуозы. XXI век», «Российские композиторы. XXI век», «Российские дирижеры. XXI век», «Российские голоса. XXI век», «Джазовые виртуозы. XXI век», «Джазовые композиторы. XXI век» и «Российские композиторы и писатели детям. XXI век». За последние годы мы стали лидерами в области издания академической музыки и музыки для баяна. Помимо издания известных мэтров мы любим выпускать записи молодых талантливых соотечественников.
Наши правила
- МЫ ВЫПУСКАЕМ ТОЛЬКО ЛИЦЕНЗИОННУЮ И ПОЛНОСТЬЮ ОЧИЩЕННУЮ ПО ПРАВАМ ПРОДУКЦИЮ.
- ЛЮБИМ, ЧТОБЫ НАШИ ПРАВООБЛАДАТЕЛИ ЗНАЛИ ВСЕ СВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, И ПОЭТОМУ ПРОВОДИМ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВОПРОСУ ИЗДАНИЯ, ТИРАЖИРОВАНИЯ И ДИСТРИБЬЮЦИИ.
- ОКАЗЫВАЕМ ОТВЕТСТВЕННУЮ ПРАВОВУЮ ПОДДЕРЖКУ: МНОГО ЛЕТ УСПЕШНО СОТРУДНИЧАЕМ С РАО И ВСЕМИ ОСНОВНЫМИ МЕЙДЖОРАМИ (НЕЗАВИСИМЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, ВЛАДЕЮЩИМИ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНОСТРАННЫХ АВТОРОВ).
- ПРЕДЛАГАЕМ ИЗДАНИЕ ФОНОГРАММЫ КАК НА ТВЕРДОМ НОСИТЕЛЕ, ТАК И ЦИФРОВОЕ. КАЖДЫЙ ВИД ИЗДАНИЯ СОПРОВОЖДАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ПАКЕТОМ ДОКУМЕНТОВ, ОТРАЖАЮЩИМ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.
- ПРИСВАИВАЕМ КАЖДОМУ ИЗДАНИЮ ОРИГИНАЛЬНЫЙ КАТАЛОЖНЫЙ НОМЕР (АРТИКУЛ) И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ШТРИХКОД.
- ПРИНИМАЕМ УЧАСТИЕ В ПРОДВИЖЕНИИ ИЗДАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ, В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И НА СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАХ.
- ПРЕДЛАГАЕМ ПРОДВИЖЕНИЕ И ДИСТРИБЬЮЦИЮ ИЗДАНИЯ В ЦИФРОВОМ КОНТЕНТЕ.
- ВЫГОДНО ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ ОБЫЧНЫХ ТИРАЖИРУЮЩИХ ФИРМ, ТАК КАК ПОСЛЕ ВЫХОДА ИЗДАНИЯ ПРОДОЛЖАЕМ СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ — КАК В СФЕРЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ИЗДАНИЯ, ТАК И ПО ЧАСТИ ЕГО КОММЕРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ. ПО ПЕРВОМУ ТРЕБОВАНИЮ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ОТЧЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИЗДАНИЯ СО ВСЕМИ ПОСЛЕДУЮЩИМИ ВЫПЛАТАМИ. РЕЗУЛЬТАТОМ ТАКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАНОВЯТСЯ, КАК ПРАВИЛО, МНОГОЛЕТНИЕ ПЛОДОТВОРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ НАС НА НОВЫЕ ВЫПУСКИ.
ПРАВООБЛАДАТЕЛИ
Автор — обладатель авторского права, включающего исключительное право (имущественное право на использование и распоряжение произведением) и неимущественные права (право на имя, право на неприкосновенность произведения и некоторые иные). Автором может быть только физическое лицо/лица (соавторство), творческим трудом которого создано произведение. Исключительное право входит с состав наследства и переходит к наследникам в порядке и на срок, определенные Гражданским кодексом Российской Федерации. Передача исключительного права также может быть осуществлена при заключении договора об отчуждении исключительного права на произведение либо заключении лицензионного договора для передачи исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. При переходе этих прав указанными выше способами появляется новый правообладатель. Правообладателем может также являться и юридическое лицо, к которому исключительное право на произведение перешло по договору отчуждения, в порядке наследования по завещанию, либо появилось вследствие создания служебного произведения.
АВТОРСКОЕ ПРАВО НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Авторы аудиовизуального произведения — несколько субъектов, творческим трудом которых оно создается.
Тремя основными субъектами авторского права на аудиовизуальное произведение являются:
- режиссер-постановщик;
- автор сценария;
- автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик и другие) пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Отдельно следует сказать об авторе сценария аудиовизуального произведения, который обладает авторскими правами в отношении не только аудиовизуального произведения, но и сценария как отдельного объекта авторского права. В свою очередь композитор, будучи одним из авторов аудиовизуального произведения в целом, сохраняет право на отдельное вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения. Закон отдельно устанавливает правовые последствия заключения договора на создание аудиовизуального произведения, которые заключаются в том, что изготовитель приобретает исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения. Указанные права передаются изготовителю на весь срок действия авторского права на аудиовизуального произведения, только если иное не установлено договором, т.е. стороны вправе в рамках договора определить и основу передаваемых прав (исключительная либо неисключительная), и непосредственно набор прав, и срок их действия. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Срок действия исключительного авторского права на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного для автора.
Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.
ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ФОНОГРАФИСТОВ, ВЕЩАТЕЛЕЙ
Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related). И на самом деле, смежные права представляют собой права, которые обусловлены существованием авторских прав.
Обладателями смежных прав являются:
Из Закона можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения прав автора (правообладателя) исполняемого произведения. В свою очередь, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах, заранее установленных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.
Отдельно Закон устанавливает случаи возможности использования объектов смежных прав (исполнения или постановки, фонограммы передачи эфирного или кабельного вещания):
- без согласия обладателя соответствующих прав, но с выплатой вознаграждения,
- без согласия и без выплаты вознаграждения правообладателю (случаи включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, использования объектов смежных прав исключительно в целях обучения или научного исследования и другие установленные Законом случаи).
Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю. Исключение составляет право публикатора, действующее в течение 25 лет.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.
Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае:
- репрессии и посмертной реабилитации исполнителя,
- работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.
К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.
Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, поэтому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР
Лицензионный договор предусматривает передачу автором (наследниками, ответственной организацией) результата интеллектуальной деятельности на исключительной либо неисключительной основе.
Существенными условиями лицензионного договора являются следующие положения:
- предмет договора или конкретные права, передаваемые по данному договору;
- срок и территория использования соответствующего произведения. В случае отсутствия условия о сроке право использования результата интеллектуальной деятельности считается переданным на 5 лет при условии уведомления пользователя за 6 месяцев до расторжения договора. В случае отсутствия условия о территории соответствующие права считаются переданными для использования на территории Российской Федерации;
- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты; либо указание о его безвозмездности;
- основа передаваемых прав, которая может быть исключительной либо неисключительной. Лицензия считается простой (неисключительной), если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Очень важным положением законодательства является условие о точном указании определенных видов использования прав, разрешенных соответствующим лицензионным договором. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.
Условие лицензионного договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.
Закон выделяет несколько видов авторских договоров:
- лицензионный договор о предоставлении исключительного права на определенные виды использования — наиболее распространенный договор, наиболее важным условием которого является правильное определение набора видов использования произведения;
- договор о передаче прав на аудиовизуальное произведение — подробный анализ договора смотрите в соответствующем разделе сайта, особенностью которого является его субъектный состав;
- издательский лицензионный договор — договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;
- договор авторского заказа — договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.
ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ
С 2019 года наше издательство (Издательство) приступило к работе с цифровым контентом. Работа в данном направлении определяется как миссия по сохранению уникального издательского каталога в цифровом виде надлежащего технического качества, при соблюдении авторских и смежных прав, с целью продвижения высокого искусства российских композиторов и музыкантов.
Цифровой контент — это любой контент, существующий в виде цифровых данных. Он хранится в цифровом или аналоговом хранилище в определенных форматах. Формы цифрового контента включают информацию, которая передается в цифровом виде, потоковом режиме или содержится в компьютерных файлах для дальнейшей эксплуатации на цифровых устройствах: компьютерах, планшетах, смартфонах. Основные виды современного цифрового контента в нашем случае — это издательские аудио- и видеоматериалы, тексты и изображения макетов изданий.
Цифровой контент — это деятельность, направленная на распространение контента, каких-либо мультимедийных продуктов в цифровой среде, а также на потребление и дальнейшее использование контента, созданного в электронной форме.
Таким образом, Издательство является как создателем, так и распространителем цифрового контента (Контента) — эксклюзивного аудио- и видеоматериала, изготовленного на основе музыкальных фонограмм, полученных, в свою очередь, непосредственно от Правообладателя.
Издательская работа в данном направлении ведется сразу в трех направлениях:
- создание Контента на основе ранее изданных компакт-дисков для предоставления их на ведущие мировые цифровые платформы;
- создание Контента на основе новых фонограмм без дальнейшего их тиражирования;
- создание Контента для использования исключительно на собственных издательских ресурсах в связи с правовыми ограничениями правообладателей ввиду их самостоятельной работы с ведущими мировыми цифровыми платформами.
Несмотря на очевидные преимущества, новые технологии создали новые проблемы интеллектуальной собственности. Пользователи могут легко обмениваться, изменять и распространять контент вне контроля создателя. В то время как новые технологии сделали цифровой контент доступным для большой аудитории, управление авторскими правами и ограничение движения контента по-прежнему будут проблемой, с которой создатели цифрового контента сталкиваются сейчас и будут сталкиваться в будущем.
Что касается каталога Издательства, то в течение многих лет мы не перестаем обнаруживать наличие огромного числа несанкционированных публикаций наших изданий на различных интернет-ресурсах третьих лиц, как правило, с нарушением авторских и смежных прав, без соблюдения должных технических характеристик, влияющих на качество воспроизведения опубликованного издания.
Этот факт сподвиг нас на действия урегулирующего характера, а именно на начало работы с лицензионным цифровым контентом на основе лицензионных договоров как с правообладателями, так и с авторитетным зарубежным агрегатором (Агрегатором), через который осуществляется публикация Контента.
Условия цифрового издания
Для принятия решения о работе с цифровым контентом Правообладателю необходимо понимание многих важных принципиальных вопросов, а именно:
- что такое «цифровое издание», «цифровой контент», «цифровые платформы»;
- каковы функции (права и обязанности) Правообладателя, Издательства и Агрегатора;
- в чем заключается специфика технической работы Издательства;
- каков процент авторского вознаграждения и как на практике осуществляется отчетность;
- кто такой Агрегатор и каким образом он работает с поставщиком музыкального контента и с цифровыми платформами.
Первые пункты подробно обсуждаются с Правообладателем при составлении лицензионного договора, соблюдая индивидуальный подход и исторически сложившиеся отношения.
Что касается Агрегатора, следует отметить, что Агрегатор выполняет самую важную функцию в работе с Контентом — именно он осуществляет начало процесса опубликования Контента на цифровых платформах. В связи с этим Агрегатор самостоятельно устанавливает технические требования для предоставления музыкальных файлов и описания издания, способы проверки полученного материала, а также сроки обработки и выпуска поставленного Контента.
Агрегатор работает с 24 цифровыми платформами, но это не значит, что каждая платформа обязана разместить у себя то или иное издание. Более того, только сама цифровая платформа решает, насколько нужен ей тот или иной Контент. Важно отметить, что Агрегатор способен отклонить предоставленный Контент по самым разным причинам, и что он работает как с коммерческими, так и с некоммерческими цифровыми платформами. Агрегатор умеет своевременно высылать отчеты по реализованной музыке, на основе которых Издательство, в свою очередь, составляет отчеты Правообладателю по специальному запросу в адрес Издательства.
Преимущества работы с цифровым контентом через Издательство
Работа с Контентом через Издательство на первый взгляд кажется Правообладателю работой через посредника. Прежде всего Правообладатель предполагает упущение большой материальной выгоды, забывая о малой коммерческой составляющей тех жанров, к которым принадлежит Контент и с которыми работает Издательство. Правообладателю следует понимать, что:
- Большинство агрегаторов предпочитают работать только с издательствами, т.е. с оптовыми поставщиками музыки. Именно таким поставщиком является Издательство и такой организацией является Агрегатор.
- Издательство готовит весь пакет лицензионной документации, включая очистку авторских прав по Контенту, необходимый для работы как с Агрегатором, так и с Правообладателем.
- Издательство занимается подготовкой Контента: музыкальных файлов, титульной части макета, детального описания содержания.
- Создание качественного контента всегда лучше доверять профессионалам, у которых достаточно опыта и знаний, чтобы создавать материалы, достойные внимания аудитории. В их распоряжении имеется необходимое оборудование с высокой производительностью и пакеты прикладных узкоспециализированных профессиональных программ.
- Издательство обладает хорошим знанием иностранного (английского) языка, необходимого для подготовки Контента, а также для ведения дел со специалистом Агрегатора, куратором Издательства.
- Издательство занимается отчетностью, выплатами авторского вознаграждения и регулирует возникающие правовые вопросы по возможному нарушению авторских и смежных прав со стороны третьих лиц.
- Отчетность по реализованной музыке может составляться Издательством не чаще двух раз в год на основе отчетов от Агрегатора, но по факту официального запроса Правообладателя Издательству.
- Правообладатель может через Издательство отозвать Контент с какой-либо цифровой платформы, если решил работать с ней напрямую или данная платформа его не устраивает. Также он может завершить сотрудничество с Издательством, после чего Контент автоматически удаляется со всех цифровых платформ, с которыми работает Агрегатор.
Цифровые платформы
Здесь мы приводим список тех цифровых платформ, с которыми работает Издательство через Агрегатор.
Правообладатель может самостоятельно проводить мониторинговые работы по проверке правильности оформления Контента и степени его востребованности на этих платформах. Все возникающие вопросы направляются только Издательству.
Правообладателю следует иметь в виду, что копирайты Издательства, указанные в Контенте, означают принадлежность ему формально. Данный факт является непреложным правилом работы Издательства с Агрегатором. Фактически же правовой вопрос между Правообладателем и Издателем, прописанный в лицензионном двустороннем договоре как передача неисключительной лицензии, остается прежним и неизменным.
|