|
|
С именем Александра Бахчиева связаны представления о лучших традициях русской фортепианной школы. Окончив Московскую консерватории, а затем аспирантуру по классу профессора Льва Оборина, с 1957 года он ведет активную концертную деятельность в городах России, Западной Европы, Канады, США, Израиля, Японии как солист и ансамблист.
Среди его партнеров известные певцы — Галина Писаренко, Нина Исакова, Нелли Ли, Алексей Мартынов, инструменталисты — Александр Корнеев (флейта), Валерий Попов (фагот), Марк Пекарский (ударные), Эдуард Грач (скрипка), дирижеры — Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Карл Элиасберг, Геннадий Рождественский.
Репертуар Бахчиева огромен. Значительное место в нем занимают редко исполняемые сочинения отечественных и зарубежных композиторов. Для него написаны и ему посвящены сочинения Софии Губайдуллиной, Ефрема Подгайца, Тимоти Мура (Великобритания), Григория Фрида и многих других авторов. Александром Бахчиевым записано свыше ста граммпластинок и компакт-дисков — соло и в ансамблях. Его фонд радиозаписей — самый большой в России.
Последние три десятилетия Александр Бахчиев выступает в дуэте с пианисткой Еленой Сорокиной. Ими сыграно подавляющее большинство сочинений, когда-либо написанных для фортепиано в 4 руки и для двух фортепиано.
В настоящее время А.Бахчиев — профессор Московской консерватории.
|
Заведующая кафедрой истории русской музыки.
Профессор кафедры истории русской музыки.
Профессор кафедры камерного ансамбля и квартета.
Проректор по научной и творческой работе.
Музыковед-историк, пианистка, педагог.
Заслуженный деятель искусств РФ (1992).
Доктор искусствоведения. Диссертация: «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория, 1990).
Член Союза композиторов СССР (РФ) с 1985.
Академик Международной академии творчества.
Член редакционного совета издательства «Музыка».
Многократно награждалась Почетными грамотами Правительства СССР (РФ), Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».
Родилась 6 апреля 1940 г. в Москве в семье ученых. В 1958 г. окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И.Р.Клячко), в 1963 г. с отличием — теоретико-композиторский (класс А.И.Кандинского), в 1964 г. — фортепианный (класс И.Р.Клячко) факультеты Московской консерватории.
Совершенствовалась в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А.И.Кандинский). В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория). В 1990 г. защитила докторскую диссертацию на тему: «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).
Педагогическая деятельность
Педагогическую деятельность начала в 1959 г. в ЦМШ (работала до 1967 г.). Одновременно, в 1965–1966 гг., читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей. С 1965 г. работает в Московской консерватории: в 1965-1978 гг. преподаватель кафедры истории русской музыки, в 1969–1978 гг. — кафедры истории музыки народов СССР (с 1979 г. доцент). С 1984 г. и.о. профессора, с 1991 г. профессор кафедры истории русской музыки, с 1992 г. заведующая кафедрой. Читает специальный и общий курсы истории русской музыки, проводит семинары, консультирует курсовые работы, руководит дипломами и диссертационными исследованиями. Среди учеников Сорокиной — кандидаты искусствоведения А.Аракелова, Г.Жуковская, Д.Смирнов, С.Терентьева, И.Ухова, О.Хвоина, Н.Чахвадзе, Е.Шабшаевич и другие; доктора искусствоведения В.Дулат-Алеев, М.Чёрная. Постоянно участвует в Государственных экзаменационных комиссиях у композиторов и музыковедов, в том числе в качестве председателя Комиссии. В 2002 и 2004 гг. Сорокина провела мастер-классы в академии «Мусашино» (Токио).
Научная работа
Научную работу Сорокиной отличает широта проблематики и многообразие жанров. В числе основных сфер ее исследований — история русской фортепианной музыки, процесс формирования жанра фортепианный сонаты в России XVIII века, дальнейшего ее развития в русской музыке XIX века и расцвета жанра в начале XX века (см. кандидатская диссертация и ряд статей). Другая ведущая область научных исследований Сорокиной посвящена истории мировой литературы для фортепианного дуэта. Созданная ею и защищенная как докторская диссертация монография с обширным нотным приложением «Фортепианный дуэт. История жанра» (М., 1988) — первое в мире исследование, охватывающее практически всю историю музыки для фортепиано в 4 руки за три с половиной столетия в более чем 20 странах. Значительная часть анализируемых произведений зарубежных и русских композиторов введена в научный и концертный обиход впервые. Ответственный редактор, составитель, автор вступительных статей в изданиях: «История русской музыки: Учебник. В 3-х выпусках» (Вып. 1. Ред. А.И.Кандинский, Е.Г.Сорокина. М., 1999); «Мир глазами музыканта: Статьи. Беседы. Публикации» (М., 1993) и других. Организовала и провела международные фестивали и конференции в Московской консерватории: «Бортнянский и его время» (2000), «Русская музыка. Рубежи истории» (2002). Под ее руководством прошли Фестивали «200 лет со дня рождения М.И.Глинки» (2004), «60 лет Памяти» (2005), посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Автор и исполнитель цикла радиопередач на «Радио-1» — «Художник и время».
Читает лекции, проводит методические семинары для преподавателей, организует и принимает участие в конференциях в Российской академии музыки им. Гнесиных, консерваториях Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Петрозаводска, Казани, Ташкента и других городов, а также в ведущих учебных заведениях США, Японии, Германии. Высокий уровень лекций, докладов и научно-методических консультаций Сорокиной отмечен в многочисленных официальных благодарностях от руководства Московской консерватории и других музыкальных вузов.
Научный руководитель Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования и Музея им. Н.Г.Рубинштейна (с 1992 г.). С 2001 г. проректор по научной и творческой работе.
Исполнительская деятельность
Кроме научной и педагогической работы, Елена Геннадьевна ведет активную концертную деятельность. С 1960-х гг. выступает в качестве пианистки и музыковеда во многих городах России, стран Ближнего зарубежья, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии. Постоянный участник фортепианного дуэта с мужем А.Г.Бахчиевым.
Общественная деятельность
Исполнительская деятельность Сорокиной неразрывно связана с научно-просветительской. На протяжении многих лет принимает участие в разработке концепции, составлении программ и проведении «Исторических концертов», концертов «Университета музыкальной культуры» (Московская консерватория), «Музыкальной гостиной» (Дом ученых), Библиотеки иностранной литературы и других.
Публикации
- Вторая симфония Н.Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. М., 1971
- Михаил Иванович Глинка // Начальная школа. 1972. № 2
- Н.А.Римский-Корсаков // Там же. 1972. № 4
- Фортепианные сонаты С.В.Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М., 1976
- Формирование фортепианной сонаты в России конца ХVIII века: Сонаты Д.Бортнянского // Проблемы музыкознания. Вып. 3. М., 1976
- Из истории забытого жанра // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры: Генезис и эволюция жанров: Своеобразие творческой личности. М., 1987
- Фортепианный дуэт. История жанра. М., 1988
- Фортепианные сонаты Чайковского: К проблеме становления классической сонаты в русской музыке второй половины ХIХ века // Чайковский: К 150-летию со дня рождения: Вопросы истории, теории и исполнительства. М., 1990
- Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. [H. Jung]. Mannheim, 1992
- Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты // Серия «Зарубежные музыканты в России» / М., Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005
E-mail: sorokina@mosconsv.ru
«Золотой дуэт России» — так уже много лет называют фортепианный ансамбль замечательных музыкантов, профессоров Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств России Елены Сорокиной и Народного артиста России Александра Бахчиева. Весной 1968 г. они впервые выступили вместе и вот уже более 35 лет совместно с успехом выступают в городах России, странах бывшего СССР, Западной Европы, США, Канады, Израиля, Японии.
Александру Бахчиеву и Елене Сорокиной принадлежит первенство в возрождении интереса российских любителей, исполнителей и композиторов к игре в четыре руки, жанру, когда-то пользовавшемуся огромной популярностью. После телевизионного ежемесячного цикла «Камерные вечера», посвященного истории жанра фортепианного дуэта (ЦТ СССР, 1970-е гг.), в котором было сыграно (с комментариями исполнителей) в общей сложности свыше 100 произведений разных авторов (многие совершенно неизвестные) к дуэту пришла известность, как ансамблю, занимающемуся не только активной исполнительской, но научно-просветительской, исследовательской деятельностью. Большим вкладом в музыкальную культуру страны стали циклы радиопередач, посвященные русскому и зарубежному музыкальному искусству, а также фондовые записи на радио — «Славянские танцы» А. Дворжака (2 тетради), «Собрание дуэтных сонат XVIII–XIX веков», «Малоизвестные страницы русской музыки» и другие. Уникальные репертуарные возможности дуэта представлены в ряде фильмов-концертов. В общей сложности дуэтом записано свыше 70 пластинок и компакт-дисков.
Концерты дуэта имеют широкий общественный резонанс. Среди наиболее масштабных явлений исполнительского творчества дуэта — циклы: «Бах, его семья, ученики», «Все дуэты Моцарта», «Все дуэты Ф.Шуберта» (к 200-летию со дня рождения), «Музыка пушкинского Петербурга», «Музыка старой Вены», «Музыкальные столицы мира», «Музыка Франции» и другие. Большинство циклов записано на пластинки и компакт-диски отечественными и зарубежными фирмами.
В репертуаре дуэта — сочинения для фортепиано в 4 руки и для 2 фортепиано зарубежных (И.С.Бах и его сыновья, В.А.Моцарт, Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Мендельсон, К.М.Вебер, Ф.Лист, Й.Брамс, Э.Григ, И.Штраус и другие) и русских (М.Глинка, А.Даргомыжский, А.Дюбюк, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, А.Лядов, А.Аренский, С.Рахманинов, В.Ребиков, Г.Конюс и другие) композиторов. Исполнительское мастерство Бахчиева и Сорокиной высоко оценивается в многочисленных критических статьях и рецензиях отечественной и зарубежной прессы («Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Die Rheinpfalz», «Mannheimer Morgen», «New Time» и других).
Фортепианный дуэт Бахчиев — Сорокина выступает на организуемых Союзом композиторов России и Московским отделением союза композиторов России фестивалях «Наследие», «Московская осень», уделяя значительное внимание исполнению сочинений современных московских композиторов. Они явились первыми исполнителями посвященных дуэту Концерта для фортепиано, препарированного фортепиано и струнных инструментов И.Манукян, Бахчиев-концерта для фортепиано в 4 руки и струнного оркестра, «Оды греческой вазе» для 2 фортепиано и детского хора Е.Подгайца, Сонаты для 2 фортепиано Г.Фрида, Партиты и Концерта для 2 фортепиано Т.Мура (Великобритания).
Особое место в творческой деятельности Бахчиева и Сорокиной заняли выступления в ансамбле с Лисициан-квартетом, с М.Пекарским. Совместно с Г.Рождественским и В.Постниковой были исполнены произведения для фортепиано в 6 и 8 рук.
В 1989 г. Сорокина и Бахчиев избраны президентами Ассоциации фортепианных дуэтов страны. Ассоциацией организованы и успешно проведены Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов и Всесоюзный фестиваль-семинар фортепианных дуэтов в Нижнем Новгороде (соответственно 1989, 1991), Международный фестиваль фортепианных дуэтов в Санкт-Петербурге (1990), Международный фестиваль фортепианных дуэтов «Европа–Урал-Азия» в Екатеринбурге (с 1991 г. проходит каждые 2 года), Международный фестиваль, посвященный творчеству В.А.Моцарта в Токио (1991) и другие.
В качестве членов жюри Сорокина и Бахчиев многократно участвовали в Детском конкурсе фортепианных дуэтов «Брат и сестра» в Санкт-Петербурге, Конкурсе юных пианистов им. М.И.Глинки в Москве, Конкурсе юношеских ансамблей в Белграде (Сербия), Международных конкурсах фортепианных дуэтов в Токио. Фестивали, конкурсы, гастроли обычно сопровождались мастер-классами.
Дуэт — лауреат премии Кодама (впервые после ее учреждения в Токио в 1992 г.).
В 1997 г. газета «Музыкальное обозрение» удостоила дуэт Сорокина — Бахчиев титула «Ансамбль года» («За служение жанру»).
- И.С.Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки)
- В.А.Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки)
- Ф.Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003)
- Музыка Франции (Ж.Бизе, М.Равель, Ж.Массне, Ф.Пуленк, Л.Дюрей, Ж.Оффенбах) (2004)
- Фортепианные дуэты (Б.Барток, В.Лютославский, Дж.Энеску)
- Музыка старой Вены (Э.Штраус, Й.Ланнер, А.Диабелли, Ф.Шуберт, И.Штраус, Э.Зауэр) (2004)
- Музыка и живопись (С.Бресген, Ш.Вереш, Б.Барток, исполнители — Сорокина, Бахчиев, ансамбль солистов. Дирижер Г.Рождественский) (2003)
- Фортепианные дуэты (Ф.Шуберт, Ф.Куперен, К.Дебюсси, Е.Подгайц, С.Рахманинов, Дж.Фильд, Ш.Майер, М.Глинка, А.Дворжак, Й.Брамс) (2003)
- Piano duet: romantic masterpieces. J.N.Hummel. R.Schumann. A.Rubinstein (2003)
- А.Дворжак. Славянские танцы ор.46 и 72 (2002)
- Carl Czerny. «Klaviermusik zu drei, vier und sechs Haenden»
- Music from the Pushkin-Epoch (1997)
- S.Rachmaninov. Piano Duets (1993)
- Russian Salon Musik
- Russian Treasure
- Из истории фортепианного дуэта конца ХVIII — начала XIX века (J.S.Bach, M.Clementi, Ch.Bernie, I.Pleyel, Ch.A.Gabler, J.W.Haessler, C.M.Weber) (2007)
|