«Свободная клетка» — сочетание несочетаемого — философская аллегория, притча. Место действия мюзикла — Зоопарк — государство зверей. Здесь «все как у людей». Лев-царь, он же «отец народов», и потому все звери — Львовичи. Правда, вот незадача, наследника-львенка-то нет… И мучительные вопросы не покидают царя-батюшку: «Как сохранить безраздельную власть и свободу одновременно? Кто же взвалит на себя монарший крест?» Он-то уже знает, в Зоопарке уважают только жестокую силу. А в это время «народ», как и положено ему, ропщет: «Где живем? Разве это клетки?» Озлобленные звери дружно обитают по однажды заведенному порядку — «день за день, нынче, как вчера». Рефрен жизни, главная сверхзадача их царства: «Что не нужна свобода никому, и не заменит нам она кормящую тюрьму». Шкуры, когти, клыки — атрибуты выживания. Шкуры-то разные, да «народ» один. «Внутри все — или маленькие львы, или большие шакалы.» Свинье, Лисе, Медведю невдомек, что вся их скотская жизнь, звериная реальность сотворены их же собственными когтистыми лапами.
Появление на сцене Человека — обозначение нравственного начала. Любовь и нежность, чистота и открытость, сострадание и милосердие — все это антитеза низменным чувствам и животным инстинктам. Но «с волками жить — по-волчьи выть». Юный, хрупкий Человек не может сопротивляться сложившимся обстоятельствам. Теперь он может выбирать только «из двух зол».
Красивая, сильная, гибкая Пантера — элита Зоопарка, его духовный лидер. Умудренная жизнью, знающая все наперед, она наблюдает за происходящим как бы со стороны. «В горле сдавленный ком» и «боль души» — ее психологическое состояние. Черной Пантере тюрьма никогда не заменит свободы. «Свободная клетка» — это не свободная жилплощадь. «Свободная клетка» — для состоявшейся личности всегда выбор пути.
«Мы не позволим никому в нашем Зоопарке быть несчастливым, никому не позволим!!!» — жутко звучат в финале слова Человека, усевшегося на трон. Зверье в испуге... «Царь умер! Да здравствует Царь!!!»
|