|
|
Алексей Сюмак (1976*) — российский композитор. В 2002
г. окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского
и поступил в аспирантуру (класс композиции проф. А.В.Чайковского).
Дипломант Первого всероссийского конкурса молодых композиторов
(1999 г.), лауреат Первого (2001 г.) и Второго (2003 г.) международных
конкурсов молодых композиторов им. П.И.Юргенсона. Сочинения
А.Сюмака регулярно звучат на ведущих фестивалях современной
музыки, таких как «Московский форум», «Московская осень», «Молодежные
академии России», «Альтернатива» (Россия), «Oxford Contemporary
Music Series» (Великобритания), «Young Euro Classic», «Berliner
Festspiele» (Германия), «Young Composers Meeting», «LOOSmanifestatie»,
«Gaudeamus Music Week» (Нидерланды), «ISCM World Music Days — 2003»
(Словения). Его сочинения исполняются различными российскими
и зарубежными коллективами, такими как ансамбль «Студия новой
музыки» (Москва), Государственный академический симфонический
оркестр России, Филармонический оркестр Петербургской консерватории,
оркестр «De Ereprijs» (Нидерланды), «Centre for New Music Ensemble»
(США) и др., транслировались в эфире радиостанции «BBC».
«Ария» для камерного ансамбля (2003). В основе этого произведения лежит представление о классической
арии как композиции для солирующего голоса с инструментальным
сопровождением. Роль солирующего голоса играют две скрипки,
но не оппонирующие друг другу, а консолидирующиеся в едином «утолщенном»
звучании. Фоном служат низкие духовые, струнные и фортепиано,
которые звучат в крайне низком регистре, что при отсутствии
средних голосов создает ощущение пространства, согласуясь
с французским определением слова «ария» (air) — «воздух».
«Письма без слов» для камерного ансамбля (2001) были написаны для фестиваля «Gaudeamus Music
Week — 2001». Композиция состоит из семи разделов-писем. Каждый
раздел имеет свою индивидуальную ауру. При появлении следующего
письма предыдущее, в свою очередь, плавно исчезает, отодвигаясь
на второй план, создавая ощущение недосказанности. Такой эффект
создается благодаря наслаиванию разделов друг на друга. В
сочинении существует еще одно письмо, рассредоточенное по
всему произведению и вкрапленное в остальные части цикла.
Во всех разделах — разный инструментальный состав, что усиливает
их различия, но объединяются они постоянным присутствием этого
«невидимого» письма, в исполнении которого задействованы все
участники ансамбля. В произведении нет сюжетной литературно-повествовательной
линии, есть лишь тонкая атмосфера смены настроений в ряде
писем, написанных несуществующим автором.
«Полька» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано (2002) — живой и простой по форме, один из наиболее популярных
чешских танцев. Существует точка зрения, что название этого
танца происходит от чешского слова pulka — «полшага».
В этом сочинении изображены, с одной стороны, быстрый, акцентированный
танец, с другой — «полушаги» исполнителей. В музыкальном
отношении это решается аллеаторикой и связанной с ней «хаотичной»
акцентировкой сначала звуков, а позже притоптываний исполнителей
(возникает ощущение быстрого, «захлебывающегося» танца). Простая,
строфическая структура композиции, в которой каждая строфа
заканчивается неопределенным «повисанием», подчеркивает
народную природу танца. Создается образ некоего топтания на
месте — шаг происходит только к концу, когда все исполнители
первый раз топают одновременно. Вся композиция — преодоление
полушага.
«Cl.air» для кларнета соло (1999). Название сочинения состоит из трех элементов, которые лежат
в основе идеи композиции: Cl. — солирующий кларнет; air —
воздух, а также ария, поэтому вся музыкальная ткань строится
на беззвучных, «воздушных» эффектах, на фоне которых
время от времени возникают мелодические образования. В конце
пьесы исполнитель направляет струю воздуха на некотором расстоянии
от инструмента, что символизирует уход в область воздуха и
света, объясняя французский вариант перевода clair — «светло,
ясно, прозрачно». Clair = Cl. + air.
«Рифмы» для камерного ансамбля (2001). Рифма (гр. rhuthos) — размеренное движение или созвучие, ритмизированный
повтор, основанный на звуковом тождестве. В произведении соединяются
оба этих начала: окончания фраз построены по принципу вариантных,
постоянно преобразующихся повторов, а более развернутые построения
являются рифмами по отношению друг к другу. Поэтому сочинение
в целом можно рассматривать как развитие и преобразование
звука, с которого оно начинается, а все возможные трансформации
— это изменения, вызванные бесконечным количеством подобий,
или рифм.
«Candenza» для струнного оркестра (2003). Слово «каденция», как известно, может трактоваться двояко: с одной стороны, это окончание музыкальной фразы, с другой — виртуозная импровизация солиста. В квартете объединяются
оба эти принципа. На протяжении всего произведения звучит
классический каденционный оборот, иногда частично, иногда
сильно трансформировано. В качестве солистов выступают все
участники квартета. Несмотря на медленный темп, партия каждого
инструмента отличается виртуозностью и сложной дифференцированной
ритмикой.
«Диплом» для симфонического оркестра (2002) был написан специально для дипломного выпускного
экзамена по композиции, что и объясняет несколько необычное
его название. В основе произведения на всех уровнях лежит
принцип прорастания и развития. Так, в начале это — один акцентированный
звук арфы, который постепенно «обрастает» разными тембрами,
другими звуками, изменяется динамически и ритмически. Последний
раздел, перед медленной кодой, является вариацией первого
раздела. Он максимально отличается от начального изложения
и является кульминацией всей формы. Эти разделы соединяет
большой ход — от низких струнных до высокого регистра скрипок.
Сочинение в целом можно рассматривать как развитие и преобразование
звука, с которого оно начиналось, и вся музыкальная ткань
рождается только из его трансформаций.
|