|
Сергей Каспров родился в Москве в 1979 году. Окончил Московскую консерваторию по специальностям «фортепиано и исторические клавишные инструменты» (класс профессора А.Б.Любимова) и «орган» (класс профессора А.А.Паршина). Впоследствии обучался в аспирантуре Московской консерватории как пианист, а также проходил стажировку в Schola Cantorum в Париже под руководством профессора И.Лазько.
Серей Каспров — участник многих престижных международных фестивалей, таких как Schloss Grafenegg (Австрия), St.Gallen Steiermark (Австрия), Schoenberg Festival (Австрия), Musicales Internationales Guil Durance (Франция), «Московская Осень», фестиваль старинной музыки «Антиквариум» и др.
В сезоне 2005-2007 года музыкант был удостоен специального приза Международного конкурса пианистов им. В.Горовица, Гран-при Международного конкурса им. М.Юдиной, Первой премии на Международном конкурсе им. Н.Рубинштейна в Париже и Первой премии на Международном конкурсе им. А.Скрябина в Париже.
Казалось бы, время ошеломляющих содержательных открытий в фортепианной культуре прошло. Заманчивые миражи гениальных откровений среди музыкантов молодого поколения теперь не в моде. Более популярна либо «качественная и стильная» академическая традиция, либо игра в ассоциации, зачастую сводящаяся к внутренней полемике исполнителя с «великими стариками» (в самом честном варианте — не без оттенка самоиронии). Есть и третий путь — путь абсолютного доверия нотному тексту, стремления раскрыть композиционный каркас с проповеднической отрешенностью, путь отказа от собственных индивидуалистических амбиций ради одной лишь надежды поймать ускользающую в историческом потоке истину.
Однако Сергей Каспров не принадлежит ни к одному из этих типов исполнителей. Лауреат многих престижных международных конкурсов, пианист, органист и знаток ранних фортепиано, он прекрасно владеет и академической школой, и традициями исторической практики, но вовсе не идет на поводу у стереотипов ни того, ни другого направления. Не позволяя себе ничего, что впрямую противоречило бы авторскому замыслу, он, тем не менее, легко подчиняет текст собственным содержательным идеям. Каждая программа пианиста превращается в некую компиляцию установившихся в культурном пространстве символов, обретающих совершенно новые смысловые оттенки через столкновение друг с другом.
Исполнительский почерк этого музыканта обладает особым, очень узнаваемым стилем, складывающимся из обостренного внимания к интонированию, филигранной выделки ритмических рисунков, почти гипертрофированной точности туше, невероятного совершенства в управлении звуковой плотностью и особенной, многопараметровой организации времени, позволяющей проследить самостоятельную жизнь всех композиционных элементов. Его интерпретации — не выстраивание определенной эмоциональной фабулы, а скорее тонкая интеллектуальная игра с музыкальными формами и материями, существующими внутри многомерного пространства исторической памяти, столь же объективного и независимого от сиюминутных эмоций, как и само движение истории.
Ольга Филиппова
|