«Как-то по радио читали «Бедные люди». Это было 3 октября 1970 года... Меня словно током ударило: вот что будет моей оперой! Через несколько дней было готово либретто, и почти год я, как садовник, выращивал музыку. 13 писем оперы представляют собой сонатно-симфоническую структуру с лейтмотивами, придающими сочинению целостность. Тут есть и экспозиция (письма 1-6), и выполняющие функцию разработки эпизоды (письма 7-11), и, наконец, реприза-кода (письма 12, 13). Как у Достоевского, Макар Девушкин и Варвара Добросёлова пишут друг другу письма. Графическое звучание струнного квартета подчеркивает эпистолярный характер их общения. Однако они никогда не встречаются, и только их окна смотрят друг на друга. В апреле 1973 года я показал оперу выдающемуся режиссеру современности, создателю Московского Камерного музыкального театра Борису Покровскому. Произведение понравилось, и 14 мая 1974 года было представлено в Малом зале Московской консерватории. Это, пожалуй, единственный случай, когда в качестве дипломной работы состоялась премьера настоящего спектакля...»
|