|
|
Светлана Степченко получила музыкальное образование в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, где занималась по классу альта у профессора Федора Дружинина. В 1989 году выиграла Первую премию на Всесоюзном конкурсе во Львове. В 1990-1992 С.Степченко — ассистент в классе профессора Ф.С.Дружинина, с 1997 года — солистка Московской государственной академической филармонии. За годы творческой деятельности работала в Госоркестре СССР п/у Евгения Светланова, ГАКО России п/у Константина Орбеляна. Участница музыкальных фестивалей в Москве, Бостоне, Будапеште, Нойштадте, Кольмаре, арт-директор фестиваля «Три века русского альта» в Москве, художественный руководитель ансамбля солистов «Русская виола», созданного альтисткой в 1994 году. Светлана Степченко ведет активную творческую деятельность, выступая во всех академических залах Москвы и выезжая на гастроли по всему миру, как с сольными программами, так и в составе оркестров. В репертуаре альтистки — более 60 концертных программ, охватывающих огромный временной диапазон: музыка эпохи раннего барокко, венская и русская классика, немецкие романтики и французские импрессионисты, итальянские виртуозы, английские и американские композиторы XX века, мастера советской композиторской школы. Среди исполненных ею концертных циклов — «Игрой на струнах хвалите Господа», «Музыкальные салоны мира», «Джаз-класс!!!», «Легкая музыка над Ла-Маншем», «Музыка уходящего века», «Violentango». Широкую известность С.Степченко получила благодаря осуществлению проекта Антологии русской альтовой музыки, идея создания которого возникла в период работы в Госоркестре СССР п/у Е.Светланова. Создание такой Антологии Е.Ф.Светланов назвал «настоящим творческим подвигом». Впервые Антология прозвучала на радио «Орфей» в 1995 году, в Музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки и на фестивале в усадьбе Кусково в 1996 году. В 1995 году альтистка впервые познакомила слушателей с окончательной версией шедевра камерной музыки — «Сонаты ре-минор для фортепиано в сопровождении альта» Михаила Глинки. Затем ею были воссозданы многие забытые сочинения русского альтового репертуара: «Девять салонных пьес» Антона Рубинштейна, сонаты Павла Юона, Алексея Гантшера, камерная музыка Алексея Ермолова, Антона Симона. Светлана Степченко осуществила запись мировой премьеры музыкальной пасторали Михаила Кузмина «Куранты любви» и первое концертное исполнение его Александрийских песен — шедевров русской культуры Серебряного века. Она — автор великолепных концертных циклов для детей и юношества, среди которых музыкальное шоу «Пончик приглашает друзей», сказки про искателя музыкальных приключений барона Мюнхгаузена и царевну Виолушку, «Браво, романтика!». В настоящее время С.Степченко является солисткой и концертмейстером группы альтов Национального филармонического оркестра России п/у Владимира Спивакова и активно сотрудничает с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы». В свободное от сольной и оркестровой деятельности время работает в студиях, озвучивая мультипликационные и художественные фильмы. В 2006 году Светлане Степченко присуждено звание «Заслуженная артистка России». Альтистка записала 14 компакт-дисков, 9 из которых выпущены московским издательством «Артсервис».
Svetlana Stepchenko graduated from the Moscow State Tchaikovsky Conservatory (viola class) under professor Fyodor Druzhinin. Since 1997 — a soloist of the Moscow State Philharmonic Society. She worked in the orchestras under Evgeny Svetlanov and Konstantin Orbelyan. Svetlana Stepchenko — a participant of many musical festivals in Moscow, Boston, Budapest, Neustadt, Colmar. In 1994 she created an ensemble of soloists "Russian viola" and became an artistic director of the festival "Three centuries of Russian viola music" in Moscow. Her repertory is quite vast as it spans baroque to contemporary composers. It contains more than 60 concert programs, where the most popular are "Praise the God by playing the strings!", "World musical saloons", "Jazz-class!", "Violentango", the fairy programs for kids, etc. Svetlana Stepchenko becomes especially famous after creating the Anthology of the Russian viola music, which sounded at "Orpheus" radio for the first time in 1995. Now she is a soloist and a leader of viola group at the National Philharmonic orchestra of Russia under Vladimir Spivakov and performs actively with his chamber orchestra "Moscow virtuosos". She also works with cinema and animated cartoons scoring. In 2006 Svetlana Stepchenko became the Honored artist of Russia. Svetlana Stepchenko recorded 14 CDs. The nine of them have been released by the Moscow publishing "Artservice".
Виола — старинный струнный смычковый инструмент (альт).
Давно ли Вы слушали музыку Гесслера, Хандошкина, Симона или, к примеру, Вейкмана? Как? Вы даже не слышали этих фамилий? Не смущайтесь, даже если Вы — меломан. Ведь произведения этих композиторов, увы, давно забыты...
Но ноты, как и рукописи, не горят! Рано или поздно найдется музыкант, которого эти произведения долго и терпеливо ждали.
В 80-х годах ХХ столетия на музыкальных афишах Москвы появилось новое имя — Светлана Степченко, в котором уже звучала светлая, прозрачная музыка! А когда видишь на сцене эту трепетную, женственную фигуру с альтом в руках, то ощущаешь их полное слияние: смычок продолжает руку, нежный профиль плавно перетекает в гриф, а сама альтистка, наклоняясь, как бы устремляется в полет за инструментом и льющейся из него музыкой...
Десять лет работает Светлана Степченко над созданием Антологии русской альтовой музыки. Идея возникла, когда Светлана играла в Государственном академическом симфоническом оркестре СССР под управлением Евгения Светланова. А до этого были Московская консерватория и Первая премия на Всесоюзном конкурсе во Львове. В настоящее время Степченко работает в Государственном камерном оркестре России под управлением Константина Орбеляна. С этим оркестром она исполнила такие альтовые хиты, как концерты Баха и Хандошкина, симфонии Моцарта и Доницетти.
В 1994 году Светлана Степченко создает ансамбль солистов «Русская виола», число участников в котором к настоящему моменту возросло до двенадцати. Ансамбль сразу привлек внимание меломанов своими нестандартными проектами. Самым интересным стал цикл «Три века русского альта», в основу которого лег следующий творческий принцип: исполнение незаслуженно забытых произведений и оригинальная интерпретация известных сочинений.
На первом этапе были сделаны 15 передач на радио «Орфей». Прошло множество концертов в лучших камерных залах столицы: Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки, мемориальных музеях А.Н.Скрябина и К.С.Станиславского, музее-усадьбе «Кусково».
В 1995 году слушатели впервые познакомились с окончательной версией шедевра камерной музыки — Сонаты ре-минор для фортепиано в сопровождении альта Михаила Глинки. Затем были воссозданы многие забытые сочинения русского альтового репертуара. Это «Девять салонных пьес» Антона Рубинштейна, сонаты Павла Юона, Алексея Гантшера, камерная музыка Алексея Ермолова, Антона Симона. Мировыми премьерами явились запись музыкальной пасторали Михаила Кузмина «Куранты любви» и концертное исполнение его Александрийских песен — шедевров русской культуры Серебряного века.
Следующим этапом цикла стала работа в рамках Московской филармонии и на «Радио-1». Параллельно шли абонементные концерты «Легкая музыка над Ла-Маншем» и «Музыка уходящего века», звучал цикл еврейской музыки «Игрой на струнах хвалите Господа», цикл «Музыкальные салоны мира»...
Новым увлечением Светланы Степченко стал джаз. Программа «Джаз-класс!!!» была опробована сначала в небольших камерных залах, а затем представлена на фестивале «Русская зима» в Малом зале консерватории. В Рахманиновском зале при полном аншлаге прошла программа «Violentango». В проекте цикл концертов популярной музыки «Джаз постскриптум»... Но хотелось бы рассказать о маленькой слабости очаровательной альтистки. Это ее детские программы! Здесь и цикл музыкальных шоу «Пончик приглашает друзей», и сказки про искателя музыкальных приключений барона Мюнхаузена (между прочим, альтиста!) и царевну Виолушку. Надолго запомнились великолепные концерты для юношества «Браво, романтика!».
А еще Светлана Степченко любит гастроли. Географически они охватывают Россию и ближнее зарубежье, Европу и Америку, а творчески — сотрудничество со многими музыкальными коллективами.
Напоследок перелистаем страницы периодики. Вот что писали о нашей героине журналисты и музыкальные критики: «Boston Globe» назвал ее русоголовым Башметом в юбке, «Seatle Times» — звездой, «МК-Бульвар» зачислил Светлану Степченко в тройку лучших альтистов Москвы. Композитор Андрей Эшпай назвал ее исполнение своего Концерта для альта одним из лучших...
А.А. (газета «Алфавит», №16, апрель 2003)
|