Квартет Широков-Круглов. Апрель в Ярославле
  1. Ночь в Сибири
  2. Сибирский вальс
  3. Сон
  4. Два брата
  5. Осень
  6. Апрель в Ярославле


     Этот диск для меня проходит по разряду долгожданных. Нет, дело не в том, что я ждал выхода именно этих записей или конкретной продукции уважаемых мной Игоря Широкова и Алексея Круглова. Когда все время находишься в круговерти музыки, в массе своей или банальной, или стремящейся поймать моду, или технически безукоризненной, но по сути бесталанной, становится печально. Пребываешь в ожидании того, что тронет, захватит, откроет, может быть даже по живому. Возможно, ожидания связаны с тем, что в 2007 году именно эти музыканты открывали мой цикл концертов под названием «Импровизация нового века». И вот…
     Трубач Игорь Широков — сибиряк, прошедший через Москву, для него джаз — это 60-е годы, полуподпольные фестивали и выступления в официальном биг-бэнде Олега Лундстрема, идеи Джона Колтрейна, которые, по сути, вывели музыкантов из замкнутого пространства чисто американского джаза. В 1992 году он переехал в Германию, но ухитрился остаться самим собой. Он действительно живет в Марбурге, но играет на трубе так, как будто знает секрет попадания в какой-то другой Бург, находящийся на иной планете. Его выступления на фестивалях с музыкантами разных поколений обеспечили ему высокую репутацию оригинального художника с глубоко философским мышлением. В музыке Игоря Широкова нет лишних эффектов, нет виртуозных ходов — это вершина айсберга, за которой физически ощущаешь огромный потенциал музыканта, развивающего изначально печальные ладовые построения.
     Его молодой партнер саксофонист Алексей Круглов за много лет существования своего «Круглого Бенда» ухитрился не растерять оптимизм, буйство звуков, красок и веру в добро. Еще недавно проходивший по разряду выдающейся молодежи 30-летний музыкант накопил множество собственных проектов, часть из которых носит программный характер, а то и напрямую апеллирует к авангардно-музыкальному театру. Здесь его роль трудна, ему приходится постоянно создавать контрапункт по отношению к человеку, который более чем вдвое старше его, говорить емко и деликатно. Разговор этих двух людей особенно ценен. Они представляют разные поколения, разную энергетику и, даже, разную географию.
     Кстати, география здесь представлена значимо. Незримо присутствует в проекте Архангельск — город русского севера, город русского джазового авангарда в лице ансамбля покойного Владимира Резицкого «Архангельск», города, на фестивалях которого возникали новые программы наших героев. Наконец, из Архангельска барабанщик Олег Юданов, удивительно тонкий музыкант, прекрасно чувствующий ансамбль и музыкальную форму, многообразными оттенками перкуссии добивающийся необходимой атмосферы. Еще один город — Ярославль, на фестивалях которого возникала творческая атмосфера, ставшая сотворцом этой работы. В этом городе музыканты нашли четвертого партнера, молодого контрабасиста Дмитрия Денисова, на удивление зрело вошедшего в квартет со столь высокими требованиями.
     Пространство пересечений качеств этих музыкантов и представляет новый диск «Апрель в Ярославле», который, страшно сказать, не включает ни одного стандарта, но оказывается пространством объемным и многомерным. Кроме полярных различий Алексей и Игорь имеют немало общего. Каждый из них в разное время отправился в свое музыкальное путешествие, оттолкнувшись от гения Джона Колтрейна. Для каждого из них русская культура, выраженная в импровизационной свободе джаза, вырвавшегося из границ американской культуры, не пустой звук. Скоро уже 20 лет как Игорь Широков, кстати, на ярославской джазовой сцене, встретил свою любовь — саксофонистку и флейтистку Клаудию Хелмерс. Вместе, уже в Германии совместным квартетом они создали немало интересной музыки, которая не теряла связи не только с русской интонационностью, но и содержала частичку той самой загадочной русской души. К несчастью судьба отпустила Клаудии короткий век, но она постоянно присутствует и в двух детях, которых воспитывает Игорь в Германии, и в музыке.
     В музыке нового диска присутствует флейта, на которой играет супруга Алексея Круглова Евгения. И это символично — инструмент с женским голосом должен был появиться в этой музыке «для четырех мужчин», вмешивающийся в единство создаваемого целого. Эта пьеса носит название «Осень» и хронологически является первой во всем цикле, в ней мы услышим контрабас еще одного участника-гостя Игоря Иванушкина. Во всем этом цикле есть немало потаенных уголков, на первый взгляд неприметных, но к ним стоит вернуться при втором или третьем слушании. Стоит отмести возникающие первые ассоциации со звучанием трубы Нильса Петтера Молвера, фразами Джона Колтрейна. Разумеется, мир, в котором мы живем, действует на нас одинаково. Но результат получается разным, особенно, если людям искусства есть что сказать от себя. Этим людям есть, что сказать. А это свойство, которое в последнее время быстро теряется даже в такой, казалось бы, творческой сфере, как джаз.

Михаил Митропольский, джазовый обозреватель
 


Год издания — 2009


<< На страницу А.Круглова