23 октября 2019 года в театре «Новая опера» состоялась Первая церемония награждения Международной премии «Чистый звук».
Эта дата запомнится надолго, потому что в жизни издательства такое случилось впервые. В жизни страны такая премия тоже впервые. Совершенно беспрецедентный случай в мире отечественных музыкальных конкурсов, когда оценивается совокупный труд композитора, исполнителей, звукорежиссера и издателя, причем огромным числом известнейших авторитетных имен в мире отечественной музыки. Именно поэтому эта премия называется «Чистый звук».
Международная премия «Чистый звук» — это первая в истории премия за лучшую аудиозапись российской академической музыки. Всего год назад Премию учредил Российский музыкальный союз с целью популяризации отечественной композиторской и исполнительской школы, поддержки индустрии звукозаписи академической музыки и развития музыкальной культуры в целом. Российский музыкальный союз (РМС) создан для оказания всесторонней поддержки профессиональным музыкантам — членам Союза, в том числе ветеранам музыки и начинающим авторам и исполнителям. РМС содействует разработке и осуществлению культурных, благотворительных и образовательных проектов, организации и проведению концертов, фестивалей, гастролей, творческих конкурсов, тематических семинаров.
Еще полгода назад даже мне, руководителю музыкального издательства, об этом ничего не было известно. Из пяти издательских CD-выпусков, выпущенных за 2017 и 2018 годы и предложенных в номинациях «Камерная вокальная музыка» и «Камерная инструментальная музыка», только один диск — «Буревестник» Ираиды Юсуповой — занял призовое, Второе, место! Всего же на конкурсе было объявлено 8 номинаций, каждая из которых имела три призовых места. Это — «Опера», «Хоровые произведения», «Камерная вокальная музыка», «Симфоническая музыка», «Концерт для солирующего инструмента с оркестром», «Камерная инструментальная музыка (ансамбль)», «Камерная инструментальная музыка (соло)» и «Издание архивной аудиозаписи».
Международная премия «Чистый звук» проводилась в два этапа. В лонг-лист вошли около 150 конкурсных работ, полностью соответствующих основным требованиям: по условиям конкурса, это должны быть аудиозаписи именно российской академической музыки, вышедшие в свет не ранее 1 января 2017 года. В ходе отборочного этапа был составлен шорт-лист номинантов, а затем, на финальном этапе, были выбраны победители.
Жюри финала премии возглавил художественный руководитель Московской государственной академической филармонии, профессор МГК им.Чайковского, Народный артист РФ, композитор Александр Чайковский. Вместе с ним работы претендентов на награду оценивали генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова, ректор МГК им. П.И.Чайковского Александр Соколов, президент Немецкого музыкального совета Мартин Мария Крюгер, директор Московского театра «Новая опера» Дмитрий Сибирцев, джазовый пианист Даниил Крамер и другие.
Партнерами проекта стали: Национальный фонд поддержки правообладателей, радиостанция «Орфей», телеканал «Россия — Культура», телеканал «Общественное телевидение России», Европейский музыкальный совет (EMC), Международный музыкальный совет (IMC), редакция газеты «Культура», студийный комплекс «СинеЛаб», компания «Ямаха Мьюзик Россия», информационный портал «Культуромания», Всероссийский конгресс звукорежиссеров музыкальных программ, информационное агентство InterMedia.
Ведущие музыканты, дирижеры, звукорежиссеры высоко оценили потенциал премии и ее значение для развития профессионального музыкального сообщества. По словам председателя жюри Александра Чайковского, это уникальное событие для России, аналогов которому нет и в мире: «У нас никогда раньше не обращали внимания конкретно на запись, на звукорежиссерскую работу, а звукорежиссер в музыке — это все равно что оператор в кино. Я надеюсь, что наша премия будет развиваться и дальше, а денежный приз — увеличиваться. Самое главное, что это подтолкнет молодых ребят заниматься звукорежиссурой, хотя это очень сложное дело. Записывать академическую музыку гораздо труднее, чем попсу. Должны быть совсем другие уши и другое образование. К тому же, думаю, премия будет привлекательна и для любителей академической музыки. Здесь очень много жанров: и опера, и современная опера, романсы, архивная музыка, что в лучшую сторону отличает нашу премию от номинаций „Грэмми“».
Председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза Мария Соболева согласилась, что «Чистый звук» — это уникальная премия: «Она выдается не за композицию, исполнение или звукорежиссуру — такого рода конкурсы у нас уже давно есть. Это премия релизов, где каждый человек, который приложил к их созданию руку и талант, становится лауреатом. И потому в этой премии победителем оказывается и звукорежиссер, и продюсер, и исполнитель, и живой композитор — все участники проекта. На мой взгляд, это гениальная идея».
Директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев также подчеркнул важность развития и популяризации отечественных премий: «„Оскары“ и другие премии, существующие за рубежом, — это хорошо, но надо иметь свои российские аналоги. Наша страна этого достойна. Таких специалистов, как у нас, в мире очень мало».
Весь вечер на сцене выступал звездный состав классических музыкантов — Юрий Башмет и «Солисты Москвы», Александр Гиндин, Борис Андрианов, Любовь Петрова, Людмила Берлинская, Артур Ансель, Иван Чепкин, Дмитрий Колотило, вокальный ансамбль «INTRADA» и замечательный оркестр «Новой оперы» под управлением дирижера Юрия Медяника. Особая радость была видеть на одной сцене в числе Лауреатов хорошо знакомых — издателя Сергея Красина («Fancy Music») и композитора Ефрема Подгайца.
Благодарю от всей души Российский музыкальный союз и председателя жюри финального этапа Александра Чайковского за высокую оценку нашего аудиоиздания, главного редактора Piano Forum Марину Броканову за своевременный сигнал, члена оргкомитета Премии Анну Бутурлину за радостную весть, фотожурналиста Ирину Разумовскую за знакомство с прекрасной Ираидой Юсуповой, и, конечно, саму Ираиду Юсупову за уникальное творчество и наше многолетнее плодотворное сотрудничество. Радости моей нет предела — после таких престижных наград хочется издавать академической музыки еще больше!!
А вот и мое небольшое интервью порталу «Культуромания».
|