|
|
С именем замечательного советского трубача, Народного артиста РСФСР Тимофея Докшицера связаны многие блестящие достижения современного исполнительского искусства. Огромное число концертов, записей, плодотворная артистическая и педагогическая деятельность — все это выдвинуло его в ряд самых известных и авторитетных музыкантов Советского Союза.
Тимофей Докшицер родился на Украине, в семье музыканта. С девяти лет учился игре на трубе в Москве, став воспитанником оркестра кавалерийского полка. Начался долгий путь совершенствования: сначала — в училище имени Глазунова и Центральной музыкальной школе, затем — в училище и в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Наставниками молодого музыканта были известные советские трубачи М.Табаков и И.Василевский. В феврале 1941 года Докшицер — лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, а в 1947 году одерживает победу на Международном конкурсе в Праге. В эти годы молодой трубач много концертирует и одновременно работает в оркестре Большого театра СССР. В 1957 году он оканчивает дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского по классу профессора Лео Гинзбурга.
Тимофей Докшицер — выдающийся музыкант, продвинувший далеко вперед искусство игры на трубе. В его руках этот инструмент приобретает подлинную сольную значимость, соперничая с гибкостью, подвижностью деревянных духовых, экспрессивным звучанием струнных, бельканто вокала. «Докшицер моделирует каждую фразу так искусно, что ему могли бы позавидовать многие известные певцы и инструменталисты», — пишет болгарская газета «Работническое дело», а американец Джон Бэрроуз на страницах журнала «Брасс Вердл» восклицает: «Его игра положительно превосходит возможности инструмента!». Виртуозность Докшицера феноменальна, и гениальный трубач придает своему инструменту бесконечное число самых разнообразных оттенков. Но не только эти качества делают его игру уникальным явлением. Артистический дар Докшицера — это целый комплекс свойств, окрашенных яркой индивидуальностью, современным мировосприятием художника. «Каждый раз меня глубоко захватывает не только блестящая техника, но и высокоинтеллектуальное внутреннее содержание, а также сама культура игры на этом инструменте, для которой я нахожу только одно название — «вершина мастерства», — говорит о Докшицере известный немецкий дирижер Курт Мазур.
Репертуар музыканта огромен, включает в себя практически все, что написано для трубы или может быть на ней исполнено — от классических произведений Баха, Бибера, Гайдна, Гуммеля, Альбинони, Тартини, Вивальди до современных — Мясковского, Шостаковича, Вайнберга, Щедрина, Эшпая, Арутюнана, Гершвина, Тамберга, Пахмутовой. Интерпретация Докшицера всегда стилистически точна, своеобразна и «авторизована». Многие сочинения артист исполняет в собственной редакции и обработке, а концерты Гайдна, Гуммеля, Арутюняна звучат с его каденциями. Часто он включает в программы своих выступлений популярные скрипичные, фортепианные и вокальные миниатюры — пьесы Крейслера, Сарасате, Динику, Дебюсси, Равеля, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Рахманинова. Искусство этого большого мастера способствовало появлению многих интересных музыкальных сочинений для трубы. Специально для Докшицера созданы концерты Вайнберга, Тамберга, Нестерова, Крюкова, Пескина, Красотова, Троцюка и другие, различные по жанру произведения. Его соло украшали спектакли Большого театра СССР. Яркий, сияющий, полетный звук трубы Докшицера можно было слышать в «Лебедином озере», «Щелкунчике» Чайковского, «Войне и мире», «Ромео и Джульетте» Прокофьева, «Спартаке» Хачатуряна...
|