|
|
Седельников Игорь Глебович родился в Москве 21 июня 1978 года. Отец — Глеб Серафимович Седельников, композитор. Мать — Седельникова Ольга Александровна, певица и пианистка.
В 1993 году окончил музыкальную школу по классу флейты, в 1997 — дирижерско-хоровое отделение, в 1999 — вокальное отделение Музыкального училища при Московской консерватории в классе Народного артиста РСФСР Л.Г.Екимова.
В 2004 году окончил РАМ им.Гнесиных по специальности «сольное пение», класс Народного артиста СССР, профессора А.А.Эйзена.
С 1999 года работает в театре «Новая опера».
Игорь Седельников неоднократно участвовал в фестивалях «Московская осень», представляя новые сочинения московских композиторов, а также не раз являлся первым исполнителем сочинений студентов-композиторов. Участвовал в юбилейных концертах, посвященных 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина; выступал с концертной программой в музее Ф.И.Шаляпина в связи со 130-летием со дня рождения. Принимал участие в телевизионном фильме «Сомнения и страсти», посвященном 200-летию со дня рождения М.И.Глинки, с показом фрагмента из оперы «Иван Сусанин» композитора К.А.Кавоса.
С 2005 — в ансамбле солистов «Басы России».
Диплом и специальный приз VI конкурса «Романса голос осенний» (2005).
Диплом и специальный приз «За лучшее исполнение вокального произведения Д.Д.Шостаковича» I конкурса вокалистов Валентины Левко (2007).
В настоящее время Игорь Седельников ведет весьма активную концертную деятельность, исполняя в различных организациях (в частности, Дом композиторов, музей Ф.М.Достоевского, Государственная библиотека иностранной литературы, клиника Тареева и т. д.) вокальные циклы Глинки, Мусоргского, Свиридова и др.
В ноябре 2006 в г.Жуковском в рамках фестиваля, посвященного творчеству Г.В.Свиридова, И.Седельниковым был дан сольный концерт из произведений композитора, включавший вокальные циклы на стихи Р.Бернса и А.С.Пушкина, а также романсы на стихи М.Ю.Лермонтова. Концерт получил высокую оценку прессы.
В феврале 2007, к 150-летию со дня смерти М.И.Глинки, И.Седельниковым был дан сольный концерт из его произведений. Был исполнен вокальный цикл «Прощание с Петербургом» и другие романсы.
В 2008 г. награжден медалями имени Свиридова и «За профессионализм».
Русские старинные романсы — одна из любимых областей творчества молодого певца.
У этого молодого певца облик Ленского, а голос — бас. Игорь Седельников — один из солистов проекта «Басы России», артист «Новой оперы». Цикл Свиридова «Песни на слова Роберта Бернса» в его исполнении — это целая галерея суровых мужских образов: солдат Вилли, верный друг Джон, смелый Робин, монументальный ночной гость Финдлей и горский парень, про которого сказано: «Легче солнце двинуть вспять, чем его поколебать».
26 ноября Игорь Седельников пел Свиридова на музыкальном салоне Вольной академии духовной культуры (ДШИ №1). А это значит — исповедовал мужество, адамизм — без скидки на тонкость чувств, положенную музыканту. А я утверждаю, что это один из самых утонченных певцов России, говорю же, он — Ленский. Изнутри. Но голос — ангельский. Вы знаете, что ангелы поют только басом?!
Порой старинный английский, матросский кураж звучал в песнях на слова Бернса. Свиридов там доходит до социальных обобщений: «Кто пьян, тот сам себе король!» И думаешь, сколько же надо было выпить нашему народу, чтобы чувствовать себя по-королевски? А ровно столько, сколько пьют... Это унижение народное требует: «Еще вина, еще вина!» И вспоминается молодость Свиридова, который писал в дневнике: «Господи, помоги одолеть тоску!» Первой из этих песен создана все-таки «Честная бедность», она главнее всего... А до нее, еще в романсах на стихи Пушкина, написанных Свиридовым в 19 лет, было «Выпьем с горя; где же кружка?» и необычайная строка, «выловленная» у Пушкина так, как мог находить гениальные строки только он, Георгий Свиридов: «Непреклонность и терпенье гордой юности моей». Гордой юности твоей, певец!
Интересно, что в юности Игорь встречался со Свиридовым. Пусть это было шапочное знакомство, но даже просто видеть Свиридова — счастье. Другой корифей, с которым 28-летний певец общается до сих пор, — Артур Эйзен.
Кстати, детство Игоря, мальчика из московской музыкальной семьи, прошло на даче в Кратове, а однажды он заблудился в нашем городском парке... Добавлю, что музыка Свиридова символична для города авиации. «Жуковский в моем представлении — русские врата в небо, в космос. А в музыке Свиридова — очень много небесной лазури. И чувство космизма не было чуждо композитору».
Игорю аккомпанировала его мама — Ольга Седельникова, виртуозный концертмейстер. Под ее руками возникали чисто свиридовские, т.е. поразительно мощные аккомпанементы.
Ольга Седельникова — не только пианистка, но и замечательная певица, которой доверяли премьеры многие композиторы. Игорь исполнил также «Пушкинский венок» (шесть романсов «Из Пушкина») и три произведения из Лермонтовского цикла Свиридова.
Родители Игоря Глебовича — отдельная, но очень интересная история, рассказанная слушателям руководителем театрального отделения Школы искусств №1 — Александром Харитоновым, который познакомился с композитором Глебом Серафимовичем Седельниковым лет двадцать назад, когда работал в театре «Мимики и жеста». Оперы Г.С.Седельникова шли в этом театре, во многих театрах России и за рубежом. К тому же это удивительный поэт. Под псевдонимом Загорянский Седельников-старший выпустил сборник «Дождь кратковременный». Откроешь наугад и...
Слова плывут...
Их лебедь тих...
А их зовут:
Ихь, Либе, Дихь...
|
Казалось бы, на сыне гения природа должна отдыхать, но Игорь, может быть, превзойдет отца. Он тоже идет непроторенной дорогой — ему по пути с неоткрытыми гениями...
К сожалению, у Глеба Серафимовича не так много написано для баса, чтобы это пел его сын. В «Песне о Соколе» басовая партия есть, но эта вещь давно не исполнялась. «На что будет спрос, то я и буду петь», — говорит Игорь, много времени посвятивший Мусоргскому. Может быть, настанет время и для духовной музыки Свиридова.
Игорь тоже пишет, но не музыку, не стихи, а прозу. Это его хобби. Другое его хобби — история автомобилестроения, автомобильное ретро: хорх, мерседес, оппель... «А сам я езжу на «Волге». И это, наверное, не случайно. Поскольку про Нижний Новгород и про Татьяну — одна из любимых песен, исполненная на бис. За это певцу отдельное душевное спасибо.
Вероника Аркадьева (портал ZhukCity.Ru, ноябрь 2008)
|