«Птицы» — очередная работа талантливейшего джазового саксофониста Алексея Круглова и «русского Колтрейна» Александра Пищикова, уникального музыканта, выдающегося виртуоза модального джаза. Многим его имя стало известно после нашумевшего выступления на джаз-фестивале в Таллинне в 1967 году. С тех пор и по сей день Александр развивает собственный неповторимый стиль как в игре на саксофоне, так и в авторских композициях, которые активно звучат в различных составах, включая квартет Пищикова-Круглова, представленный на диске.
«...Альбом «Птицы» — особая метафора познавания музыкантами самой природы звука, существование и развитие идей внутри скрытой истории альбома, исходя из жизненных и художественных позиций музыкантов. Хотя вроде бы младший Круглов следует за старшим — Пищиковым, на самом деле в «Птицах» они идеально дополняют друг друга. Вообще, сказать еще можно было бы много: и о том, как постепенно выстраивают свои взаимоотношения все музыканты квартета в «Точке отсчета». А именно: как неожиданно, уже во второй половине пьесы заявляет о себе Олег Юданов — нет, не барабанным соло, а внедрением в органику мелодических инструментов. И о том, как, казалось бы, специально сконструированный рифф темы «Намеков» превращается в почти что человеческий разговор саксофонов. И как оживает в результате (в репризе) этот рифф. И о соло Пищикова в «Призыве» — с поисками общего в типичных интонациях «от Колтрейна», с одной стороны, и самой разной классики (чуть ли не «Половецких плясок») — с другой. И в ключевых «Птицах» — о неотразимом взаимодействии контрабаса Денисова (тремоло смычком) и кругловского бассетгорна стаккатиссимо, благодаря которым сначала поднимается вверх птица-душа сопрано-саксофона. А за ним — бассетгорна Круглова. Может, и в самом деле образ «птиц» в контексте этого альбома отсылает к духовным аспектам. А вообще, наверное, стоит забыть обо всем написанном и просто слушать. Такое в нашем джазе удается нечасто!» (Дмитрий Ухов)
|