С 3 по 24 июня 2019 года в рамках проекта «Trane Zen Art» Михаила Сапожникова в клубе Алексея Козлова состоялся фестиваль, посвященный юбилею Алексея Круглова — саксофониста, композитора, поэта, режиссера, основателя группы «Круглый Бенд», одного из лидеров нового джаза в России.
Алексей Круглов — известный московский перформер, выступает в различных направлениях от академической музыки и современного джаза до спектаклей, перформансов, миксов со смежными жанрами, является организатором ежегодного Leo Records Festival in Russia. Несколько лет назад Алексей был назван британским журналом Jazz Wise «будущим джаза». Он выступает с разноплановыми проектами — от традиционного джаза до академической музыки и миксов со смежными видами искусств, сотрудничает со множеством людей искусств разных направлений, среди которых такие имена, как музыканты Йоахим Кюн, Фриц Хаузер, Семен Набатов, Гебхард Ульман, Франк Гратковки, Вячеслав Ганелин, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, Альмут Кюне, Оли Штайдл, Крис Далгрен, Француа Кариер, Микко Иннонен, Кшиштоф Книттель, Саинхо Намчылак, Жюн Кавасаки, Яак Соояар, Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер, Олег Юданов, Алексей Любимов, Алексей Айги, Юрий Маркин, Герман Лукьянов, Алексей Зубов, Герман Виноградов, Анжей Захарищев Фон Брауш, группы Luca Sisera Roofer, The Fourth Page, Spinifex... Алексей сотрудничает с композиторами студии «Новой музыки» и МАСМ, играл с легендами американского джаза Гари Бартзом, Джимми Хиттом, Кристианом Макбрайтом, Джо Ловано, работал с дирижерами Юрием Башметом, Владимиром Зивой, Александром Сладковским.
В театрально-перформативном поле у Алексея тоже весьма разнообразные проекты и направления — тут и сотрудничество с прогрессивными режиссерами Борисом Мильграмом, Дмитрием Крымовым, Борисом Юханановым, и работа с прославленными актерами Владимиром Кореневым, Игорем Костолевским, Эммануилом Виторганом, Валентиной Талызиной, поэтами Германом Лукомниковым, Львом Рубинштейном, художниками Олегом Кудряшовым, Михаилом Погарским, Василием Власовым. Алексей Круглов сотрудничал с выдающимися и легендарными людьми — поэтом Андреем Вознесенским, танцором Владимиром Васильевым, режиссером Александром Миттой. В качестве актера Алексей играет в театре Грановского п/у Игоря Пеховича, работает в Электротеатре Станиславского, театре Маяковского. Алексей — автор музыки к документальным фильмам «Путь длиною в век» и «Столетьем вознесенный». Участник многочисленных арт-фестивалей в России и за рубежом — США, Германии, Франции, Австрии, Великобритании, Финляндии, Сербии, Польше, Китае, прибалтийских странах и странах постсоветского пространства.
У Круглова вышло более 60 альбомов, в том числе на ведущих мировых лейблах — Leo Records, ACT Music. В 2012 году в опросах известного немецкого журнала Jazzthetik Алексей Круглов и альбом квартета Круглова-Соояара признаны «Открытиями года» в своих номинациях. В том же году альбом Алексея Russian Metaphor вошел в пятерку лучших альбомов года в опросах британского журнала Jazz Wise. В 2015 году альбом квартета Круглова-Соояара занял второе место среди лучших альбомов года по версии британского AP Records. Несколько раз альбомы Круглова входили в Europe Jazz Media Chart. Алексей — обладатель президентской премии «Новые имена» (1998), признан «Надеждой 2000 года» джазовой премии Джаз-Ухо. Круглов — победитель российских и международных конкурсов, обладатель престижных наград. Он — автор литературно-музыкальных перформансов на стихи и литературные материалы Владимира Высоцкого, Дмитрия Пригова, Велимира Хлебникова, Александра Блока, Николая Гумилева, Владимира Маяковского, Ильи Кабакова, Ивана Тургенева, на свои стихи, палиндромы и различные виды комбинаторной поэзии. «Круглый Бенд» выступает как с перформансами, так и с многочисленными программами инструментальной музыки в различных составах — от комбо до оркестра.
3 июня был презентован альбом «Sound Code». В альбоме представлена импровизационная музыка в исполнении Алексея Круглова, Юрия Яремчука и Петра Ившина. Запись и выпуск альбома стали возможными благодаря поддержке и активному творческому участию основателей «Дома абстрактной живописи Koller Art House» Светланы и Андрея Коллеровых. На сцене клуба выступили Алексей Круглов (саксофоны, кларнеты), Юрий Яремчук (саксофоны, кларнеты), Петр Ившин (барабаны, перкуссия).
10 июня состоялась премьера нового проекта с участием известного артиста, классика русского палиндрома и ком- бинаторной поэзии Германа Лукомникова вместе с московской группой «Круглый Бенд» п/у Алексея Круглова. Музыканты представили перформанс, поставленный на музыку, стихи, палиндромы, рассказы Германа и Алексея. Состав: Герман Лукомников (голос, ф-но), «Круглый Бенд»: Алексей Круглов (голос, саксофоны), Владимир Круглов (голос, гитара, ф-но), Денис Шушков (голос, контрабас), Петр Ившин (голос, барабаны). Вот несколько цитат из Викиновостей: «Легендарный поэт, харизматичный мужчина, Лукомников перед концертом долго ходил по сцене, осваивался с атмосферой клуба, словно нащупывал точки, наиболее удобные для энергообмена. Этот аспект оказался в его творчестве чрезвычайно важным. <...> Лукомников вышел словно случайно и весьма эффектно — с текстом, в котором были слова — „Ненавижу музыку! Только бы не слышать друг друга!“ Лукомников читал и пел, играл на фортепиано, почти танцевал, прыгал и бегал со „страшным“ лицом по залу — устраивал полноценный авангардный театр, близкий к рок-действу. Романтические шансон-баллады Лукомникова представились родственными группе „Среднерусская возвышенность“. Запомнилось чтение панторифм под креативную игру ритм-секции, тематический палиндром: „Коза ж дала джаз! Ок!“ (палиндром Алексея Круглова) и текст „...как Пушкин говорил когда-то — поэзия должна быть глуповата...“ Для большинства стала открытием музыка Лукомникова, звучавшая в аранжировке „Круглого Бэнда“. Аккомпанемент был далеко не всегда выдержан в рамках фри-джаза, даже кафешантанные интонации вписывались в эстетику поэта, который порой устраивал почти цирковые номера. Неторопливость движений Германа вне сцены контрастировала с его экспрессивной, атакующей манерой выступления. На финальной импровизации Лукомников сел за фортепиано и показал себя столь же эффектным и внезапным пианистом, как и чтецом».
17 июня прошел концерт ансамбля Folk Improv Quartet в преддверии 70-летия выдающегося отечественного музыканта, архангельского барабанщика Олега Юданова. Проект представляет микс импровизационной, академической музыки и фольклора вместе с участниками легендарного Ансамбля Дмитрия Покровского Марией Нефедовой, музыкального руководителя ансамбля, и Ольгой Юкечевой, его режиссера, и музыкантами нового джаза — Алексеем Кругловым и архангельским перкуссионистом Олегом Юдановым. Проект построен на поиске единства народного вокала и импровизационных инструментов.
Мария Нефедова и Ольга Юкечева — солисты Ансамбля Дмитрия Покровского, коллектива, который первым в СССР и России объединил богатые традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Неповторимость Ансамбля Дмитрия Покровского как в безукоризненном владении стилями и понимании самой сути фольклора, так и в умении донести его, сделать событием культуры, в том числе и на межнациональном уровне. Олег Юданов — уникальный барабанщик, виртуозные импровизации которого знают любители джаза четырех континентов, музыкант с мировым именем, чьи творческие интересы простираются от современной классической музыки до авангардного джаза, от фольклора до театральных постановок, которые он показывает в Париже. Художник образной игры на барабанах и перкуссии, участник всех джазовых фестивалей СССР, с джаз-группой «Архангельск», в которой играл четверть века лет, объездил полмира — от Японии до США. Состав: Мария Нефедова (вокал, народные инструменты), Ольга Юкечева (вокал народные инструменты), Алексей Круглов (саксофоны, народные инструменты), Олег Юданов (барабаны, перкуссия). Также на этом концерте была презентация альбома Sound Tapestries (SoLyd Records) с музыкой прославленного Владимира Тарасова, исполненной в сборном составе с Олегом Юдановым, Антоном Котиковым, Юрием Яремчуком и Вадимом Правиловым, и выступление друга и соратника Алексея Игоря Пеховича с фрагментом из его спектакля «Скоро век кончится» по Бродскому.
Поскольку я побывала на этом концерте, то хотела бы остановиться на его первой части поподробнее. Народно-космический концерт или Space folk — именно так, двумя словами, хочется его охарактеризовать. Вы скажете, здесь нет слова «джаз»?! Но все, кто знает Алексея Круглова и его творчество в жанре импровизации, со мной согласятся, что это Космос. А разве у космоса есть какие-то жанры?! Космос не имеет границ, условностей, человеческих штампов, определений, ярлыков. Искусство импровизации Алексея — наглядный тому пример. В рамках юбилейного феста он развернул масштабные концерты, «не стесняясь» приглашать на них самых титулованных, заслуженно народных персоналий, артистов с самой большой буквы. Мне посчастливилось увидеть премьеру нового проекта Алексея Folk Improv Quartet с участием лидеров Ансамбля Дмитрия Покровского Марии Нефедовой и Ольги Юкечевой и еще одного юбиляра Олега Юданова. Хорошо зная творчество Ансамбля Покровского, я все-таки оказалась не готова к тому, что увидела. Вместо нескольких предполагаемых мною номеров, мы услышали 45-минутную программу, богатейшее фольклорное, в современных звуковых очертаниях, вокально-инструментальное полотно. Мы проехались по нескольким векам и вехам истории и народной культуры нашей необъятной родины — побывали на свадьбах-гулянках, проводах-расставаниях, посевных и уборочных, играх и шутихах замечательных жителей Мурманской, Архангельской, Тульской, Курской, Брянской, Псковской и Вологодской областей. Как прекрасно и артистично поют Мария и Ольга — это надо слышать. Сколько органичных образов они создали своими голосами, сколько разных характеров и жизненных обстоятельств пропели. Сложнейшие соло, дуэты, заклички-переклички — полное погружение в океан народных традиций, обрядов и музыкальных сокровищ. По этим песням можно изучать историю и быт наших народов — настолько ярко, точно и подробно певицы рассказали своим пением о том, что волновало людей в те времена больше всего. Помимо пения Мария и Ольга играли на разных народных инструментах — варгане, окарине, кугиклах и колюке... Но как сделать так, чтобы столь «архаичное» искусство, разнообразный аутентичный фольклор, было услышано сегодня публикой другой, далекой от народной музыки? Для этого есть Алексей Круглов — талантливый музыкант, художник, генератор уникальных идей и проектов. И строитель мостов. Да-да, именно строитель, именно мостов, но не каких-нибудь, а музыкальных, которые он возводит легко и привычно, фигурно перекидывая их из прошлого в настоящее и даже будущее с помощью своих верных слуг — светлой талантливой головы, беспокойного щедрого сердца, смелого, порой дерзкого, стиля музицирования и, конечно, любимых духовых инструментов. Такие эксперименты-импровизации способны разобрать нас, слушателей, на составные части и заново переформатировать, чтобы затем тут же увести за собой. В тот самый Космос Алексея Круглова, пространство его музыки с ярко выраженными корнями фолка, классики, джаза, тесно переплетенными между собой и питающими творчество замечательного музыканта и его квартета. Космический фолк великолепно продемонстрировал эти корни в исполнении больших мастеров народного вокала, чье выступление в квартете прошло с большой отдачей и полным принятием зрителем. Концерт удался на славу. Во время выступления музыкантов онемевший от восторга зритель с трудом передвигался по залу, боялся громко разговаривать, тем более смеяться и оголтело звенеть стаканами. И это было понятно — такие концерты заставляют забывать обо всем, кроме того, что происходит на сцене. Настоящее неповторимое современное искусство!
24 июня — финальный вечер фестиваля, успешно презентовавший наш новый с Алексеем и его группой «Круглый Бенд» DVD. Альбом представляет перформанс по поэме Владимира Маяковского «Люблю», который был записан на фестивале «Усадьба Jazz» в 2018 году.
Литературно-музыкальное направление «Круглого Бенда» — особое художественное пространство группы, а слово Маяковского необычайно близко импровизационной музыке и в поиске единства этих двух начал, посредством необычного подхода Круглова в плане постановки и композиции, идея проекта обретает его актуальность в нынешнее время. Перформанс по поэме Владимира Маяковского «Люблю» был поставлен около десяти лет назад. В 2004 году у Алексея Круглова и «Круглого Бенда» вышел альбом, представляющий поэму Маяковского, внедренную в инструментальную музыку Круглова. Через некоторое время Алексей, выбрав несколько главных музыкальных тем, представил сценический вариант проекта, сделав акцент на современных ритмах, соединенных с эстетикой современного джаза. «Люблю» — одно из самых красочных представлений «Круглого Бенда», образующих синтез поэзии и современного джаза. Перед каждой частью девушки выходят с плакатами, на которых огромными буквами написано название данной части. В финале произведения на сцене уже много народу с плакатами и возгласами: «Люблю!».
В составе «Круглого Бенда» три поколения Кругловых. На сцене финального концерта были — саксофонист и композитор Алексей Круглов, его отец — декламатор Владимир Круглов, известные московские музыканты — контрабасист Денис Шушков и барабанщик Петр Ившин. Приглашенный гость проекта — пианист, лидер ярчайшего ансамбля новой музыки Трио «Второе приближение» Андрей Разин. Музыка, постановка, идея — Алексей Круглов. Выход с плакатами — Маша Круглова, Алеся Игнатова, Елена Торопова.
Так почему же в финале юбилейных концертов «Люблю»?
«Люблю» — так называется поэма Владимира Маяковского, так называется литературно-музыкальная постановка Алексея Круглова с использованием гениальных стихов поэта и новоджазовой авторской музыки, так назывался аудиодиск, изданный нами ровно 15 лет назад, и, наконец, так называется новый презентируемый диск в DVD-формате.
В этот день, 24 июня 2019 года, случилось большое праздничное событие, вместившее в себя несколько других, не менее значимых. Празднование 40-летия Алексея, завершение юбилейного фестиваля, презентация DVD «Люблю», 15-летие нашего сотрудничества и 15-летие же одноименного проекта, с издания которого и началась наша с Алексеем история. История, богатая на издания и знакомства с творчеством выдающихся музыкантов — Германа Лукьянова, Александра Пищикова, Владимира Миллера, Владимира Тарасова, Игоря Широкова, Андрея Разина, Олега Юданова, Яака Соояара, Фрица Хаузера, Юрия Яремчука, Сергея Старостина, Максима Пиганова, молодыми яркими талантами — Сергеем Хутасом, Евгением Борцом, Антоном Котиковым, Петром Ившиным, Антоном Залетаевым, Георгием Горбовым, Алексеем Беккером, Антоном Григорьевым, Юлией Иконниковой, Олегом Грымовым, Анной Королевой, Святославом Текучевым и многими другими. История, которая открыла нашему издательству дверь в мир современного джаза и искусства импровизации. История, которая дала начало многим историям других музыкантов, продолжающих приносить нам свои записи для издания.
Алексей Круглов — настоящее явление в музыкальном мире. Ему по плечу классика, традиционный джаз, фолк, новый джаз, импровизация. Он владеет многими духовыми инструментами, активно концертирует со своим ансамблем, организовывает разные фестивали и феерии, участвует в театральных постановках в разном качестве, продюсирует творчество друзей-музыкантов. Еще немного и за него возьмутся маститые музыковеды, чтобы препарировать это явление, выяснить, в чем истинная причина его креативного perpetum mobile. Шутка ли — к 40 годам у Алексея дискография в 60 дисков, сотни программ, тысячи выступлений, спектакль с его участием номинируется на «Золотую маску», растет армия поклонников, лучшая концертная площадка — джаз-клуб Алексея Козлова — и лидер Trane Zen Art клуба Михаил Сапожников отдает четыре подряд понедельника под его юбилейные концерты. Кто-то когда-то вычислил, что успех и признание это всего лишь 10 (?) % таланта, а остальное трудолюбие. Я думаю, что помимо трудолюбия еще важен характер. Алексей — настоящий дипломат, ученик и учитель одновременно, истовый трудоголик и вместе с тем поклонник крепкой многодетной семьи, состоящей из трех поколений. Легкий в общении, добрый и щедрый во всем, абсолютно незвездный, умеющий ладить и сотрудничать со всей разновеликой массой творцов, издателей, устроителей. Его любят все, любят, уважают и стараются соответствовать. И это взаимно. Не почивающий на лаврах, а все время в движении вперед, импровизурующий и экспериментирующий, смелый и неуемный. Творящий круглосуточно не ради славы и успеха, не ради мешков денег, не ради пустых амбиций и «глупых» наград. Творящий ради творчества, музыки, зрителя. Не зарывающий свои таланты в землю, а реализующий и воплощаюший, несущий каждую «лишнюю» копейку в новый проект своих друзей, достойных музыкантов. Творящий из любви к музыке, творчеству, людям, преумножая радость и любовь. «Люблю» — вот то слово и чувство, которое претворяет в жизнь Алексей на каждом шагу, при каждом удобном случае. Слово, которое звучало лейтмотивом юбилейного концерта-презентации и которым завершилось такое яркое и необычное действо — с золотыми саксофонами виновника торжества, с блестящей декламацией Владимира Круглова (папы Алексея), с обыкновенным пианистическим чудом Андрея Разина, с интеллигентным контрабасом Дениса Шушкова, с виртуозными барабанами Петра Ившина и нетленной поэмой Маяковского.
В таких случаях, когда все удается, когда аншлаг, восторг и крики «Браво!», бывает жаль, что авторы не могут этого видеть и оценить. А может быть, видят, незримо присутствуя и направляя?! Иначе как объяснить такое гармоничное единение двух авангардных начал в литературе и музыке?! Откуда такие идеи, музыка, инструменты, а главное — настоящие чувства и страсти по-маяковски?!
Очевидно одно: проект удался тогда, живет и растет сегодня, и ему ничего не остается, как стать в недалеком будущем визитной карточкой музея Маяковского. Виват, Алексей! И сто раз — Браво и Люблю!
Счастлива была принять участие в празднике, поздравить лично Алексея и Владимира Кругловых, поблагодарить всех участников концерта, тружеников музыкального тыла, вернее, авангарда. До новых презентаций, Алексей, и новых удивительных встреч!!
|