40-летний юбилей «Московской осени» — фестиваля современной музыки разных жанров, стилей и форм — прошел с 26 октября по 1 декабря 2018 года. Я считаю своим долгом посетить хотя бы несколько концертов с музыкой как наших издательских композиторов и музыкантов, особенно когда объявляются премьеры, так и с целью познакомиться с новыми именами. «Московская осень» — это тот фестиваль, который всегда дарит новые талантливые имена, яркие интересные премьеры и даже инструменты. Именно так и произошло 31 октября. Наряду с сочинениями замечательных композиторов — Александра Журбина, Владислава Виноградова, Владимира Вахрушева, Михаила Симакова и Михаила Ченцова — прозвучал премьерный Гелио-концерт Валерии Бесединой. Для его исполнения Валерия специально пригласила двух замечательных музыкантов из Словении — Братко (геликон) и Каталину (фортепиано) Кривокалич. Необычный инструмент геликон, что-то среднее между валторной и тромбоном, был придуман всего несколько лет назад. Я услышала этот удивительный инструмент на этом концерте впервые. В Москве под руководством Валерии Бесединой прошли разные интересные мероприятия-знакомства с этим инструментом. Фестиваль «Московская осень» — тот фестиваль, в котором каждый человек способен найти музыку, которая придется по душе.
Вторым концертом, который мне удалось посетить, был концерт известного камерного оркестра 7 ноября. Весь вечер на сцене творил, царил Камерный оркестр «Времена года» во главе с неподражаемым Владиславом Булаховым, мастером изящного дирижирования, где каждый жест, слово и взгляд выверен, отточен и артистичен. Неожиданный интерактив со зрителями, как было задумано Еленой Агабабовой, получился непринужденным и радостным. «Бездна» Даниила Екимовского, триптих Ирины Кайновой и «Плач Ярославны» Светланы Голыбиной, наоборот, заставили вжаться в кресло. Уникальная Наталья Орехова с палантином-крыльями исполнила плач, как говорят, на разрыв аорты — глубоко и трагично...
Композитора Ефрема Подгайца я знаю и люблю много лет, стараюсь следить за всеми его премьерами. Не пропустила и эту. «Времена года в Москве» для скрипки и камерного оркестра — посвящение Антонио Вивальди. Посвящение настолько красивое и объемное, с такой точной краской и настроением каждого времени года, что невольно становится ясно, почему солировать композитор доверил Левону Амбарцумяну — его скрипка не может не звучать на должной высоте великого предшественника...
Имя композитора Сергея Жукова для меня совсем новое. Мы познакомились сравнительно недавно благодаря нашему партнеру по интернет-магазину «Руслания» Владимиру Агопову, и на фестивале я услышала впервые его сочинение. «Литания для солистов струнного оркестра и ударных» — целый сонм экзотических инструментов и голосов, планетарных трансляций и смыслов. Удивительные солисты — Алиса Тен (народный голос в восточной традиции), Екатерина Жукова (народный голос в русской традиции), Рустам Яваев (контратенор), Сергей Корниенко (ситар) и Светлана Речная (флейта бансури). Совмещение несовместимого, вечное стремление воссоединения востока и запада, севера и юга, как воды и огня, стужи и зноя... но это только на первый взгляд. Подобно корням разных растений, сплетающимся в земле, и небу, соединяющему дыхания любого живущего, в этой земной и неземной музыке Сергея Жукова мы слышим великую красоту и мощь нашей Земли, где все люди — ее дети, ее наследие и богатство. Богатство бесценное и неповторимое каждой жизнью, каждым талантом, каждой душой! И что интересно, по своей концепции, музыкальному наполнению и сценической постановке «Литания» полностью совпадает с моим представлением ново-классического произведения, в музыкальной ткани которого присутствуют народные темы, голоса и инструменты. Да, поистине этот концерт — шедевр редкой и настоящей Музыки!
Мой третий концерт (8 ноября) был посвящен музыке в народной традиции. Услышать Академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Некрасова (дирижер — Андрей Шлячков) на «Московской осени» — это большая удача и большой праздник души. Разнообразнейшие произведения — вальсы, тарантеллы, духовные стихи, русские народные мотивы и даже джаз — роскошный музыкальный пир для любого зрителя, в том числе и для искушенного меломана. Этому оркестру подвластен любой жанр, поэтому интересные непростые произведения Нины Грязновой, Светланы Яшиной, Евгении Бриль, Алексея Ларина, Виктора Панина, Анны Стояновой были исполнены ярко и безупречно. Особо отмечу необыкновенно лиричную премьеру Игоря Красильникова «Лики моря» (сюита в 8-ми частях), философско-сакральные «Зеркала одиночества» Григория Зайцева — мое издательское открытие года (спасибо огромное Кристине Фиш), а также замечательный тандем удивительного многообразного певца Максима Павлова и композитора Владимира Беляева в новом вокальном цикле на стихи Николая Рубцова.
Браво, дорогие композиторы и музыканты! Браво, Московский дом композиторов, достойно продолжающий эстафету самого масштабного форума современной музыки!
|