27 марта 2024 года в джаз-клубе «Эссе» в рамках джазовых программ «Джаз Арт Клуба» Александра Эйдельмана состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию мэтра джазовой сцены, контрабасиста Григория Мальяна.
В этот день было воистину жарко от речей, стихов и поздравлений, переаншлага и, конечно, музыкальной программы.
Григорий Мальян, как добрый и мудрый волшебник Гэндальф, сотворил для всех нас большое чудо.
Скромно, вкрадчиво, без лишних слов и эмоций он реально оглушил, парализовал весь зал своей... авторской музыкой.
Для всех присутствующих это была настоящая сенсация — Григорий не играл своей музыки более 40 лет!
Нам крупно повезло, что к этому юбилейному концерту о ней вспомнилось (ведь были же и раньше юбилеи!), что она была найдена, реанимирована и исполнена. И как?!
Лучшие из лучших — Аркадий Шилклопер (валторна), Анна Чекасина (скрипка, скэт), Михаил Волох (дудук, труба), Владимир Нестеренко и Одиссей Богусевич (рояль), Игорь Игнатов (ударные) — они буквально растворились и растворили нас в бесконечном потоке музыкальной красоты, глубины и таланта композитора Григория Мальяна.
Блюз «Coda», «Два года спустя», «Ласточка» (Аскарян–Комитас, транскрипция Г.Мальяна), «Заноза», «Я буду помнить июль» — плавное погружение в историю музыки и своей жизни, в мелодию драмы и лирики. К своим истокам — благословенным армянским корням.
Блюз «Coda» задал высокий тон всему концерту, он прозвучал напевно, жизнеутверждающе. «Зажег зеленый свет» двум следующим сочинениям «Два года спустя» и «Ласточка», особенно ностальгическим опусам, с пронзительной темой и хрустальными соло ведущих инструментов — валторны и дудука.
«Заноза» была «засажена» в живую плоть души во всю немалую длину, ее остинато со своей вариативной многократностью темы только усиливало, не утомляло, восприятие зрителя. Виртуозная скрипка Анны Чекасиной «пилила» по остаткам нервов с особенным наслаждением и чувством. Казалось, что она, эта «Заноза», останется в нас до конца концерта. Отнюдь, она была успешно «вытащена» следующим сочинением Григория. «Моя неспетая колыбельная», посвящение старшим дочерям Карине и Ануш, задевает необыкновенной гармонией самое сокровенное в каждом из нас — любовь к родным чадам, боль невосполнимой утраты, светлую грусть о личном «потерянном рае», но и большую надежду. В едином душевном порыве великолепный ансамбль сыграл ее так, что в зале стояла «мертвая» тишина. Мы слушали ее, переживая вместе с автором и переживая что-то свое, глубоко личное, с комом в горле и с влажными глазами, будучи совершенно другими, обновленными, чистыми, без нажитых «заноз».
Все партии инструментов — валторны, дудука, скрипки, контрабаса, рояля, ударных — живые голоса живых организмов, сливались в один бесконечный синергический поток удивительных мелодий, их звуковых форм и смыслов. Этот поток был настолько сильный, бескомпромиссный, что порой оказывался неподвластным дирижеру Мальяну, — отсюда неповторимый акцент на самых ярких моментах, апофеозах замечательных произведений.
Во втором отделении, спасибо юбиляру, мы получили возможность хоть немного перевести свой дух. Прозвучали композиции легендарных музыкантов — Chick Corea, Svante Henryson, Manning Shervin и даже Шумана. Свои, дочерние, приношения блестяще осуществили Ануш Мальян (вокал), сама нежность и грация, и Галина Мальян (виолончель), само очарование, в абрикосовом платье и с абрикосовой же виолончелью (привет армянскому символу!). Ануш великолепно исполнила «You’re everything» Chick Corea, а Галина в дуэте с Игнатом Красиковым (кларнет) «откопали» пьесу норвежского композитора Svante Henryson. Обе дочери успешно пошли по стопам отца-музыканта, только Ануш — в джаз, а Галина — в классику.
Счастье и гордость видеть их, красивых, талантливых и достойных, всех вместе на одной сцене с большим музыкантом, учителем и по совместительству с «сумасшедшим» отцом. Все знают, какое участие всегда принимал и принимает Григорий в судьбе любимых дочерей.
Завершался концерт, не поверите, «Грезами» Шумана! По замыслу Григория, в этом номере должна была прозвучать не только импровизация на заданную тему, но и игра по нотам. Джазовый пианист и органист Владимир Нестеренко справился с этим как должно — по-академически чинно и благородно, без труда возвращая нас к музыкальным истокам, первозданной красоте гениальной классической музыки, к тому, без чего никогда не родился бы Джаз.
Огромная благодарность Григорию Мальяну, дорогому другу нашего издательства, и всем участникам, звездным музыкантам, за удивительный праздничный концерт, наполненный Новой музыкой, виртуозным исполнением, проникновенными словами и самыми высокими чувствами. Самые искренние наши поздравления юбиляру с пожеланиями здоровья, долголетнего активного творчества и многих успешных концертов на радость всем нам, да и себе на счастье!
Отдельная благодарность специальному гостю Екатерине Черноусовой, бесценному украшению любого концерта и праздника, за чудесное вокальное поздравление на грузинском, финском и итальянском языках.
Добрый и мудрый волшебник Гэндальф, он же Григорий Мальян, сотворивший чудо, теперь известно какое, в силу многих талантов (музыкант, композитор, художник, ювелир) способен на многие чудеса. Мы будем их ждать с большим нетерпением!
Текст — Светлана Конюхова Фото — Светлана Конюхова, Евгений Цукерман |
|