|
Родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию (класс Т.Н.Хренникова).
Автор около 600 музыкальных произведений. Среди них: Симфония, Концерт для оркестра, Фортепианный концерт, 4 фортепианные сонаты, 3 струнных квартета, 24 прелюдии и фуги для фортепиано, 24 прелюдии для виолончели и фортепиано, Квинтеты для медных и деревянных духовых, более 100 пьес для различных инструментальных, более 50 электронных пьес, 200 песен на собственные тексты.
Написал музыку для спектаклей московских театров «На досках», «Чет-Нечет», «Тень», для Мастерской Индивидуальной режиссуры Б.Юхананова (в составе ТПО «Композитор»). Оформил около 70 радиоспектаклей и аудиокниг. Неоднократно принимал участие в музыкальных фестивалях в России и за рубежом.
Обладатель приза «За лучшую мини-драму» за музыку к радиопостановке «Госпожа Ленин» по В.Хлебникову (I Международный фестиваль «Приз Останкино», 1994). Соавтор музыки к спектаклю «Полифем» (Московский театр «Тень») — номинанту на приз «Золотая маска» в 2006 г.
Автор и ведущий музыкальных передач на «Радио России» («Музыка. Компьютер. Интернет», «Виртуальный меломан»). Преподавал музыкальную информатику и синтез звука в ММК (ныне МГИМ) имени А.Г.Шнитке. Ученый секретарь Ассоциации электроакустической музыки России (1995-2006). Эксперт в области музыкальных компьютерных программ. Написал более двадцати инструктивных книг о компьютерных технологиях.
Автор стихов и повестей на русском, итальянском, английском языках, а также на эсперанто.
Валерий Белунцов (1969-2006) прожил недолгую, но необычайно яркую творческую жизнь. Многих он удивлял своей многогранностью: работал в академических жанрах, занимался электронной музыкой, много написал для театра — как для традиционного, так и для «виртуального» — на радио. С увлечением работал в песенном жанре, сам делал аранжировки и писал тексты для своих песен. Вел музыкальные передачи на «Радио России». В оставшееся время занимался компьютерными технологиями, писал о них книги и статьи. Увлекался математикой, шахматными этюдами, переписывался с эсперантистами... Только близкие люди могли догадываться о том, сколько боли и страдания скрывается в душе этого отзывчивого, бескорыстного, застенчивого человека. Музыкальное творчество было для него подлинным дневником внутреннего мира. Мотивы одиночества, скорби, душевного надлома встречаются во многих его сочинениях — инструментальных, вокальных, электронных.
В камерной музыке Валерий Белунцов отдавал предпочтение экспрессионистским краскам, острым эмоциональным состояниям, контрастам. Не случайно композитор обращается к поэзии Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982) — создателя известных литературных циклов о советских концлагерях, долгое время распространявшихся в виде самиздата «Колымские рассказы», «Колымские тетради»). Музыка вокального цикла «Латунная луна» (op.195, 1990) обнажает и подчеркивает резкий контраст между ужасающей действительностью и романтическими грезами поэта, в конце концов помогающими ему выжить, сохранить веру в красоту и возвышенность человеческой души...
В виолончельной сюите «Пентаэдр» (op.119, 1992) композитор переосмысливает традиционные жанры музыки прошлого (Элегия, Скерцо, Вальс, Ария), освежает знакомый метроритм современным музыкальным языком, острой характеристичностью.
Третий струнный квартет (op.83, 1988) — экспрессивное сочинение, написанное в период военной службы композитора. Вслед за патетическим Allegretto следуют две медленных части: лирическая Ария, с утонченными танцевальными образами в среднем разделе, и углубленный трагический Хорал, своей протяженностью и сложностью полифонических линий создающий образ бесконечного трагического Пути.
Четвертая фортепианная соната в двух частях (op.127, 1992) — сочинение не только технически виртуозное, но и насыщенное в эмоциональном плане. Напряженность, огромная ритмическая энергия первой части сменяются глубокой сосредоточенностью во второй, объединяющей в себе функции медленной части и финала цикла.
Не будучи модернистом в отношении музыкального стиля, композитор активно интересовался новыми музыкальными технологиями, писал для электронных инструментов. В том числе для первого в мире электронного музыкального инструмента «терменвокс», при игре на котором руки исполнителя движутся в свободном пространстве. Для терменвокса В.Белунцовым написано более 10 произведений, в сочетании как с традиционными инструментами, так и с электронной фонограммой. В пьесе «Угасающий свет» (op.73, 1986) терменвокс представлен как экспрессивный мелодический инструмент, художественно подчеркнуты возможности его громадного диапазона. «Персональный» образ инструмента ярко выражен в «Фантазии» (op.54, 1985), где ему противостоит механистичная «пляска смерти» в партии ксилофона.
В последние годы жизни композитор был увлечен миниатюрными жанрами, нередко обращаясь в них к стилям прошлых эпох. Появляются сборники фортепианных элегий и ноктюрнов, блестящий цикл «24 прелюдии для виолончели и фортепиано» (op.178, 1995-1996). В прелюдиях (на диске представлены четыре из них) исполнители втянуты в увлекательную «стилевую игру». Под пеленой тонкой иронии и ностальгической грусти предстают классические, романтические и даже авангардные музыкальные образы: прелюдия-элегия, прелюдия-романс, прелюдия — ... пионерский марш! (Среди не представленных на диске есть, например, прелюдия-«хэппенинг», в которой виолончелист во время исполнения обучает пианиста игре на виолончели, а текст записан с использованием ультрасовременной нотной графики.)
«Постлюдия» для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано (op.177, 1996) тоже может быть отнесена к «воспоминаниям о романтизме». Жанр постлюдии распространен в музыке авангарда, но здесь нет и намека на него. Есть боль расставания, бесконечная печаль... по самой Музыке. Друг за другом следуют обрывки лирических мелодий-воспоминаний, печальных фраз-«вздохов», завуалированных танцевальных образов... В средней части («бостон») звучит глубоко сосредоточенное соло виолончели — любимого инструмента композитора. И вдруг — срыв, «вопль отчаяния» сразу у трех инструментов — и переход в коду-угасание, где то ли часы отсчитывают время, то ли неровные сердечные удары отсчитывают последние секунды жизни...
Нет никаких сомнений в том, что собранные в выпущенном нашим издательством альбоме камерные сочинения Валерия Белунцова, исполненные молодыми солистами ведущих музыкальных коллективов Москвы, найдут отклик в душе многих любителей музыки.
www.beluntsov.ru
|