Публикуется с сокращениями и редакцией издательства
Как это ни странно звучит, но представлять этого человека нужно на его исторической Родине, так как в России он широко известен. Речь идет о Рафаэле Авакове, вице-президенте московского «Джаз Арт» Клуба, коллекционере, ярком представителе истых джазовых энтузиастов, организаторе джазовой жизни во всем московском регионе.
Раф Аваков (именно так его называют в Москве) родился в поселке Буй Ярославской области. В 1968 году окончил Московский энергетический институт по специальности «Проектирование и эксплуатация АЭС» и до последнего дня работал в Московском ВНИИ АЭС. Воспитывался Рафаэль в музыкальной семье — мать была солисткой в хоре, а отец прекрасно играл на мандолине. Музыка в доме звучала постоянно. Джазом он увлекся в детстве. В 70-х, будучи членом московского клуба филофонистов, Рафаэль познакомился с известным в Москве в те годы коллекционером джаза Владимиром Ливицким, в собрании которого были долгоиграющие пластинки западного производства с записями любимых им оркестров, и тогда он вновь услышал пленившую его в детстве музыку.
С середины 50-х стал регулярным слушателем передач легендарного радиоведущего Уиллиса Коновера и окончательно влюбился в джаз. В 1990 году, находясь в командировке в США, он волею случая оказался на радиостанции «Голос Америки», где с помощью обозревателя русской редакции радиостанции Владимира Фрумкина познакомился с кумиром своей юности Уиллисом Коновером и подарил ему сборник «Советский джаз». Задолго до этого произошла еще одна важная встреча, как бы определившая на всю жизнь музыкальные вкусы 14-летнего мальчика. Первое знакомство с настоящим джазменом вживую — встреча с известным тромбонистом Константином Бахолдиным, который в 1958 г. по-отечески провел Рафаэля через заслон дружинников на танцы в подольский клуб «Металлург», где в тот вечер играли московские джазовые музыканты. А уже в 1965 году тот же музыкант провел молодого человека в кафе «Молодежное» на историческую встречу с американским музыкантом Джерри Маллигеном, дав ему в руки футляр от тромбона, чтобы усыпить бдительную дружину при входе в кафе. В личной фонотеке Рафаэля имеется чудом сохранившаяся историческая запись того вечера — выступление Джерри Маллигена с легендарным «КМ»-квартетом (Владимир Сермакашев — тенор-саксофон, Вагиф Садыхов — фортепиано, Андрей Егоров — контрабас и Владимир Аматуни — ударные).
Знакомство в начале 70-х с руководителем Студии музыкальной импровизации Дома культуры «Москворечье» Юрием Козыревым послужило началом активной деятельности. Рафаэль начал участвовать в организации фестивалей, концертов, представлениях студентам образцов мировой джазовой культуры... В середине 70-х годов Рафаэль Аваков активно сотрудничал с джазовым кафе-клубом, организованным известным в те годы московским джазовым менеджером Павлом Барским. Ну а потом пошло-поехало. Раф Аваков являлся членом оргкомитетов московских джазовых фестивалей в концертном зале Олимпийской деревни в 1982, 1984, 1986 годах, киноконцертном зале «Россия» (1990), ежегодных фестивалей 70-х и 80-х годов, проводимых в ДК «Москворечье» Студией джаза... Скоро рамки всесоюзной столицы для организаторской деятельности и пропаганды джаза стали ему узки. По просьбе еще одного энтузиаста, организатора джазовой жизни в Ярославле Игоря Гаврилова в 1981 году Раф сформировал и возглавил делегацию из 50 джазменов из разных городов СССР, направляемую ЦК ВЛКСМ на II Ярославский международный джазовый фестиваль. А затем стал крепко дружить с ярославскими джазовыми людьми — участвовал в их работе, подготовке фестивалей, создании аудио- и видеотеки города. Летом 1993 года вместе с Александром Эйдельманом, президентом «Джаз Арт» Клуба, он организовывает джаз-клуб на Москве-реке, который в течение сезона один раз в неделю с 19 до 23 часов функционировал на двухпалубном пароходе «Чайка». И, наконец, с апреля 1994 года и до последнего дня Раф Аваков стал верным помощником в московском «Джаз Арт» Клубе. Под эгидой этого клуба и при непосредственном участии Рафа Авакова была возрождена идея этого ежегодного джазового праздника на Москве-реке, которая, возникнув в 1974 г., так и не смогла в те времена стать устойчивой традицией. А теперь раз в год комфортабельный теплоход, ранее двухдневный, превращается в джазовый корабль, на котором на двух палубах в режиме «non stop» звучит джаз и блюз, играются нескончаемые джемы.
Можно еще вспомнить и то, что с 1995 г. он являлся соорганизатором ежегодного международного фестиваля «Джазовые голоса» и непосредственно руководил выпуском 14 компакт-дисков в эксклюзивной номерной серии «Jazz Art Club Collection» с записями живых концертов в стенах клуба и с фестивальной сцены. А кроме того, в творческом активе Авакова — издания на дисках многочисленных джазовых серий «Оттенки джаза. Избранное для всех», «Classics in Jazz» и других интересных сборников. И наконец, он входил в инициативную группу поддержки ежегодного международного фестиваля «Джаз в саду „Эрмитаж“». Но, пожалуй, главным делом последних лет его жизни была работа с материалами легенды советского джаза, создателя первого советского джазового стандарта, уникального трубача Андрея Товмасяна. За годы тяжелой болезни Товмасян был практически оторван от музыки, но зато написал очень много и поэзии, и прозы — документальной и художественной, которая была опубликована Рафом на авторитетных интернет-порталах. Собрание музыкальных сочинений Товмасяна уже готовилось к изданию, однако внезапно ушел из жизни его редактор, первопроходец джазовой темы в российском Интернете Ефим Ликстанов. И тогда за дело взялся Раф Аваков.
Он подготовил к публикации «Воспоминания» звезды джаза 60-70-х. В течение полутора десятков лет он искал и собирал аудиозаписи Товмасяна и к 65-летию музыканта полностью подготовил и издал первый альбом «Господин Великий Новгород» с чудом сохранившимися записями с 1962 по 2002 год, включая вошедшее в историю советского джаза выступление в 1962 г. на варшавском фестивале «Джаз Джембори». Затем Аваков готовил к выпуску и второй альбом, куда вошли записи Товмасяна в московских клубах 70-х годов.
Инженеp Раф Аваков — представитель тех людей, которых, увы, осталось не так-то много. Будучи далеко не молодыми, эти шестидесятники с пылом тех лет по мере своих возможностей помогают музыкантам разных поколений найти и упрочить свое место в джазовой среде и тем самым серьезно способствуют развитию музыкальной культуры. Рафаэль Артемович был страстным коллекционером и собирателем джазовых записей, книг, журналов, обладателем огромной коллекции джазовых аудио- и видеоматериалов, одной из самых обширных в российской столице. И, как уверяют, не в пример многим другим коллекционерам, он всегда и с удовольствием делился своим богатством с желающими познать культуру мирового джаза.
От издателя. Огромный круг творческой интеллигенции понес большую, невосполнимую утрату — не стало Рафаэля Авакова. Мы стали почти по-родственному близки с Рафом практически с первых дней знакомства с «Джаз Арт» Клубом, и каждая встреча и общение с ним приносили огромную радость. Эрудит, умница, талантливый инженер, истинный интеллигент дореволюционного образца. Человек слова и дела. Неисправимый оптимист с жаждой познания. Воплощение бесконечной доброты и любви к людям и жизни. Нашу долгую дружбу и плодотворное сотрудничество с «Джаз Арт» Клубом было бы сложно представить без участия Рафа. Помимо джаза Раф любил и хорошо знал авторскую песню, и это еще больше сближало нас. Он много лет отдал работе с издательством «Ракурс», основной целью которого было опубликование всех аудио- и видео материалов о Владимире Высоцком, а также выпуск его книг. Он также активно участвовал и в раннем бардовском движении, помогая организовывать полуподпольные концерты. Ярким примером тому служит организация концертов Высоцкого в Подольске, где, собственно, и прожил сознательную часть жизни наш Раф. Его вклад по части сохранения культурных ценностей в литературе и музыке еще предстоит оценить по достоинству. Как же горько осознавать, что мы лишились еще одного бесценного друга и соратника... Вечная память!
<< Назад
|