|
19 декабря 2022 г. в Москве на 81-м году жизни после очередного инсульта скончался Юрий Иванович Маркин — выдающийся музыкант (контрабасист и пианист), аранжировщик, композитор, джазовый педагог, автор многочисленных учебных пособий, писатель и художник.
Свою насыщенную творческую биографию Юрий Маркин начал в Астрахани, по месту рождения. Там он освоил игру на фортепиано и контрабасе, а в Московской государственной консерватории учился композиции, класс Родиона Щедрина.
С 20-ти лет — на профессиональной джазовой сцене. Играл под началом Станислава Григорьева, затем в 60-х годах — в легендарном «КМ-квинтете» в кафе «Молодежное» у пианиста Вадима Сакуна, выступал с его ансамблем на важнейших для советской джазовой истории IV и V Московских джазовых фестивалях. В эти же годы был контрабасистом в квартете двух саксофонистов Алексея Козлова и Александра Пищикова, затем — в трио Германа Лукьянова.
В 70-е работал в Москонцерте в джаз-оркестре Александра Горбатых в качестве пианиста, басиста и аранжировщика, был пианистом и аранжировщиком в Государственном эстрадном оркестре п/у Леонида Утесова. Когда в середине 70-х в системе официального музыкального образования появились джазовые программы, начал преподавать в различных музыкальных учебных заведениях. Играл джаз-рок в собственном ансамбле «Шаги Времени» (1978-79), затем руководил биг-бэндом при ДК «Медик», создавал собственные ансамбли, в которых участвовали Сергей Гурбелошвили, Вячеслав Преображенский, Александр Ростоцкий и др. В свою очередь, участвовал в ансамблях Владимира Данилина и Андрея Товмасяна.
В 90-х для Юрия Маркина началась эпоха джазовых обработок классики: для оркестра Анатолия Кролла он написал целую программу «Русская классика в джазовой обработке», несколько его аранжировок записал на своих альбомах пианист Сергей Жилин, а в собственном квартете с коллегами — педагогами училища им.Гнесиных (Сергей Резанцев — альт-саксофон, Анатолий Соболев — контрабас, Дмитрий Власенко и Аркадий Баклагин — ударные) Маркин играл свои обработки классики на различных сценах, в том числе в 1996 году в прямом эфире радиостанции «РаКурс» в серии концертов «Московский свинг», которые проводил журналист Константин Волков. В коллекционной серии Александра Эйдельмана вышло три CD: «Кармен» Ж.Бизе, «Времена года» П.И.Чайковского и «Князь Игорь» А.П.Бородина, которые спустя несколько лет были переизданы в нашем издательстве.
После первого инсульта в 1996 г. Юрий Иванович мог играть только правой рукой и в результате он разработал уникальную технику one-hand piano (то есть «одноручное фортепиано»), прежде всего в области последовательного извлечения басовых, аккордовых и сольных нот одной рукой.
Как композитор (член Союза композиторов России с 2000 г.) Маркин работал и с академической музыкой, хотя эта сторона его творчества менее известна. Юрий Иванович написал 12 симфоний для большого симфонического оркестра, 3 балета, восемь джазовых симфоний для биг-бэнда, симфонические и джазовые концерты для фортепиано и других инструментов, вокальные циклы, оратории, музыку к спектаклям и телевизионным постановкам. Он стал основоположником нового жанра в сфере музыкально-драматического произведения — джазовая опера, в их числе «Про Мастера и Маргариту» (по М.Булгакову), «Епифанские шлюзы» (по повести А.Платонова), «Кинжал на счастье» (по трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта»). Всего их — 12.
(Некоторые выдержки взяты из некролога на www.jazz.ru)
От издателя. С творчеством Юрия Маркина меня познакомил Александр Эйдельман, руководитель «Джаз Арт» Клуба, почти сразу как я пришла в издательство. Мне было сразу понятно, какого масштаба эта творческая личность, через несколько лет мы познакомились с маэстро лично на его концертах.
Юрий Иванович всегда был строг и неразговорчив, почти не улыбался, как будто находился в постоянной обороне от этого странного внешнего мира, не связанного с музыкой. Беспощадный критик, требовательный учитель, острый на язык писатель-сатирик, дотошный перфекционист, он не оставлял камня на камне, когда разбирал творчество графоманов и «пустых» исполнителей. Иногда и меня приводил в полное недоумение, когда я читала что-то нелицеприятное в адрес очень достойных музыкантов. Прошлые обиды, какая-то ревность, а где-то и зависть — они никогда не бывают объективными советчиками. Каждый судит по себе. Как хорошо подходят эти слова к Юрию Ивановичу! Конечно, только с высоты своего таланта и опыта, абсолютного слуха и феноменальной памяти он судил игру и сочинения коллег по цеху. Но какие опусы он писал о классических композиторах и их произведениях! Вот где настоящий учебник для музыковеда!
Юрий Иванович никогда не выходил сам на диалог с издателем, все издательские вопросы и предложения озвучивались от его имени кем-то. Самую большую роль в его издательской судьбе сыграли Александр Эйдельман, верный друг и продюсер, и Алексей Круглов, талантливый ученик и последователь. Скупой на похвалу Юрий Иванович воспринимал свершившиеся проекты как должное, без особых эмоций и благодарностей, предпочитая комментировать эти важные события одним замечанием о том, что все это могло свершиться намного раньше. И был по-своему прав.
Со мной и с нашим издательством в итоге сложились дружеские, очень теплые отношения. Мне посчастливилось даже однажды побывать у него в гостях. Мы навестили Юрия Ивановича вместе с Алексеем Кругловым, главным участником и инициатором последнего, как оказалось, прижизненного издания — четвертого диска «Я верю в Атлантиду». Встретил нас Юрий Иванович с любимой кошкой Муськой, был немного смущен и растерян от моего сюрприза, но подаренные авторские экземпляры быстро сгладили возникшую неловкость. Все рассказы очевидцев о непростых отношениях с сыном и невесткой подтвердились. Юрий Иванович был пронзительно одинок, и это читалось буквально на каждом предмете в его скромном тесненьком кабинете, загроможденном нотами, книгами, картинами. Судя по всему, он никогда не видел особой поддержки со стороны близких родственников, с которыми жил под одной крышей. Да, мешали характеры, но, мне думается, его творчество в различных ипостасях оказалось для их понимания слишком сложным, порой недоступным.
Я с благодарностью вспоминаю племянницу музыканта Анну Бархатову, которая приняла самое активное участие в организации празднований его предыдущих юбилеев. Концерты, творческие встречи, благотворительные акции, презентации дисков и книг — все это было превосходно организовано ею как самостоятельно, так и совместно с нами, людьми, причастными к творчеству Юрия Ивановича. Потом что-то изменилось, и Анна больше не могла курировать творческие процессы музыканта, такое тоже случается нередко.
Теперь нам всем предстоит пройти непростой путь по сохранению огромного наследия маэстро. К сожалению, так бывает всегда, когда творчество музыканта недостаточно было востребовано при жизни, и когда наследники считают эти хлопоты излишними. Но, будем надеяться, никакие труды Юрия Ивановича даром не пропадут. Будем надеяться, верить и обязательно что-то делать!
Светлая память дорогому Юрия Ивановичу!
<< Назад
|